Когда бизнес не по-детски, то и вопросы несильно отличаются от тех, которые власти слышат от начинающих и даже действующих предпринимателей. В этом убедились приглашенные чиновники: Алексей Чибисов, заместитель председателя Правительства, министр промышленности и торговли Пермского края, Эдуард Соснин, министр экономического развития и инвестиций Пермского края, Анна Быкова, руководитель Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края.
Организаторы площадки – Пермская ТПП, Юридическая фирма «Городисский и партнеры», ДПО Центр проектов «Переменим», Пермская общественная организация «Улица детства» и «Технопарк Пермь» - создали в зале специальную детскую зону, свободную от участия в разговоре взрослых: наставников, директоров и родителей. Дети были разделены на три группы: технологическое творчество, социокультурное творчество и монетизированные проекты. Занятые стулья наглядно показало ситуацию в регионе.
В сфере изобретательства в Перми сложились несколько сильных специализированных школ и неравнодушных, профессиональных наставников. Благодаря их усилиям ребята из Пермского края стали, в том числе основой сборной России на Международной выставке юных изобретателей. Это наиболее многочисленная группа ребят.
Направления для социокультурного творчества очень разнообразны: туристические маршруты, экологическая ответственность, профориентация, архитектура… Здесь ребята проявляют свою смелость и нестандартный взгляд на взрослые проблемы. Благодаря усилиям бизнесовых команд, которые занимаются с детьми, они имеют возможность получать навыки и опыт для будущей самостоятельной работы.
Однако самая большая сложность – начать зарабатывать на разработках и проектах. Часто «потолком» становится международная награда, грамота, реализованный по гранту, полученном кураторами, проект. Случаи, когда ребята смогли получить «живые» деньги за свою работу – единичный. На мероприятии выступило несколько человек, которые всё же смогли хоть раз, но получить свои собственные средства.
О том, как сделать так, чтобы в крае дети имели чёткую траекторию движения от творчества к бизнесу, и шёл разговор.
В ходе диалога с властью было задано порядка 10 вопросов. Они касались оплаты патентования, изготовления промышленных образцов, переговоров с промышленными предприятиями и местным самоуправлением. Эти вопросы идентичны тем, что задает и «взрослый бизнес». Но у ребят есть и своя особая трудность: как заставить взрослых воспринимать их всерьез. Об этом говорили абсолютно все ребята.Елена Гилязова, вице-президент Пермской ТПП: «Мы в торгово-промышленной палате столкнулись с ситуацией, когда в Пермском крае существует достаточно много бизнесовых команд, которые занимаются развитием детского предпринимательства через творчества. И каждая из этих команд продвигает «своих» детей. Но они существуют автономно. Наша задача – создать некий синергетический эффект, чтобы все они существовали в одном поле. Мы хотим выйти на новый подход к развитию детского предпринимательства и самое главное – построению для ребят карьеры. Хочется, чтобы дети, у которых на сегодняшний день есть желание создавать что-то новое, открывать неизвестное, оставались на территории Пермского края. Необходимо создать систему, которая бы давала возможность ребятам реализоваться здесь, не уезжая в другие регионы. Важно наладить диалог с муниципалитетами, потому что отдельные проекты могут преобразовать городскую, поселковую среду, создавая там пространства для подростков и детей, у которых есть определенные интересы в развитии, либо они могли бы опробовать там свои идеи. Мы все понимаем, что, если на территории родного города у ребенка реализован проект, это и есть тот якорь, который мотивирует их остаться и продолжить свою работу».
По итогам диалога были приняты важные решения со стороны власти, ответственной за развитие предпринимательства в регионе:
- центр "Мой бизнес" готов стать точкой входа для детей, которые реализуют собственные проекты и хотят их монетизировать,
- детей надо учить не только разработкам, но и предпринимательству, маркетингу, чтобы они сразу задумывались о будущей жизни своих проектов и своем собственном пути после окончания школы и университета,
- надо попробовать сделать чисто пермскую "закольцованную" историю, замотивировать бизнес на сотрудничество. Нам нравятся пермские бизнесы, которые продолжают бороться с федеральными сетями,
- проекты помогут упаковать и презентовать для бизнеса в Агентстве по развитию МСП Пермского края, а потом вместе с ребенком проведут переговоры с предприятиями и коллегами из органов власти разных уровней.
По итогам Дней пермского бизнеса организаторы площадки проведут встречу с руководителем Агентства по развитию малого и среднего бизнеса Пермского края Анной Быковой, чтобы решить организационные вопросы работы с детьми на базе центра «Мой бизнес».