Как отметил в ходе заседания Комитета президент Пермской ТПП Олег Жданов, это не первая встреча между представителями предприятий и образовательных организаций, целью которой является совместный поиск решений по подготовке профессиональных кадров для бизнеса. Ранее в Пермской ТПП проходили аналогичные заседания, в которых принимали участие компании, представляющие химическую, автотранспортную и строительную отрасли. Такие встречи - это «дорога с двусторонним движением», где просто высказать свои пожелания в адрес образовательной организации – недостаточно, т.к. к ним приходят школьники с определенным уровнем подготовки и из них вырастить без участия предприятий желаемого специалиста сложно, поэтому необходимо внедрять систему двусторонних отношений, практикоориентированность, направленность на реальные задачи. Цель Пермской ТПП при организации этой встречи – выйти на конструктивные взаимные предложения, которые каждая компания готова озвучить и воплощать в совместной работе.
Свои потребности назвали представители энергетических компаний региона. Так заместитель директора по персоналу и административным вопросам филиала «Пермский» ПАО «Т Плюс» Андрей Низовцев сообщил о необходимости профильной подготовки теплоэнергетиков. На сегодняшний день в компании около 300 вакансий, из которых более 20 инженерно-технического теплоэнергетического профиля. Всего в Пермском филиале порядка 1000 штатных единиц, для которых необходимо высшее образование теплоэнергетического профиля и 250 штатных единиц, для которых необходимо высшее образование электроэнергетического профиля. Андрей Низовцев подчеркнул, что предприятие открыто для сотрудничества с ПНИПУ и готово обеспечить рабочими местами выпускников, подготовленных для компании.
Директор Пермского филиала МРСК «Урала» — «Пермэнерго» Эдуард Илларионов отметил, что компании нужны инженеры, готовые брать на себя и определенную профессиональную ответственность и обязательства, позволяющие им идти на повышение, а компания в сою очередь обеспечит таким сотрудникам условия для карьерного роста. Также он обратил внимание на выстраивание эффективной работы со студентами, с учетом сегодняшних интересов обеих сторон, например, обращаясь к области IT в обучении, Эдуард Илларионов обратил внимание на сферу проектирования, как перспективную для развития в этом направлении, при этом отметив необходимость наличия фундаментальных профессиональных знаний у выпускников.
О довузовской подготовке и профориентационных проектах электротехнического факультета ПНИПУ собравшимся представителям энергетических компаний рассказал заместитель декана факультета по профориентационной работе Иван Калинин.
Он сообщил, что на факультете в области электроэнергетики и электротехники реализуется 5 образовательных программ, как по очной, так и заочной форме обучения. Эти образовательные программы покрывают направление электроэнергетики в разных сферах применения, и со стороны электроснабжения промышленных предприятий, и со стороны распределительных сетей и передачи электрической энергии. Есть образовательная программа накопителей энергии, передачи и распределения электрической энергии, которая открылась в этом году. Действует образовательная программа по автоматизированному электроприводу и робототехническим комплексам, которая реализуется на стыке направлений по электроэнергетике и автоматизации, а также и еще две программы, которые представлены на факультете достаточно давно – «Конструирование и технологии в электротехнике» и «Электромеханика».
Кроме того Иван Калинин представил образовательные программы магистратуры в области энергетики. Магистратура на факультете реализуется на базе бакалавриата в течение 2-х лет. В зависимости от выбранной программы у студентов есть возможность обучаться очно или заочно. Две из программ являются сетевыми с ведущими вузами России.
На теме профориентационной работы подробнее остановился проректор по образовательной деятельности ПНИПУ Антон Петроченков. Он отметил, что за два последних года университет отработал ряд механизмов с предприятиями. Например, ПНИПУ участвует в программе государственной поддержки и развития высших учебных заведений «Приоритет 2030», цель которого сформировать широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. Вуз позиционирует себя, как практикоориентированный университет. ПНИПУ нацелен быть близко с индустриальным партнером и на его площадке уже приводить ребят к инженерному мышлению, которое так необходимо в специалисте его будущему работодателю-предприятию.
В своем выступлении Антон Петроченков также подчеркнул важность правильной работы с абитуриентами уже с 8 класса, чтобы они правильно выбирали ОГЭ и потом ЕГЭ, отметив, что университет уже сейчас готов выстраивать взаимодействие с индустриальными партнерами и сообща работать с ребятами уже с 8 класса.
Большое значение для поступающих имеет наличие бюджетных мест, а объем набора напрямую влияет на то, получат ли через несколько лет предприятия подготовленных специалистов. Заместитель министра образования и науки Пермского края Екатерина Черепанова обратила внимание, что на добавление бюджетных мест по тому или иному направлению, в том числе значительно влияет целевое обучение, как с первых курсов, так и на старших курсах. Для того, чтобы не снижалось количество бюджетных мест, необходимо обеспечивать целевой набор и соответственно нужны люди на предприятиях, готовые работать с «целевиками».
Завершая заседание, председатель Комитета по энергетике, генеральный директор ПАО «Пермэнергосбыт» Игорь Шершаков сообщил о необходимости четко сформулировать результаты, которые компании ожидают получить от вуза, какие ресурсы предприятия готовы давать, сколько готовы платить за одного студента. Также следует сформировать техническое задание для вуза по которому университет уже сможет оценить заказ от предприятий на подготовку специалистов и сообщить, готов ли он заниматься организацией этого обучения или вынести на обсуждение свои предложения по обучению.