Тема участия торгово-промышленных палат в развитии системы закупок стала главной в повестке Президиума Правления ТПП РФ по инициативе вице-президента Палаты Владимира СТРАШКО. Приоритетность вопроса объясняется грядущим вступлением в силу Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и необходимостью срочного внедрения дополнительных мер поддержки бизнеса, участвующего в госконтрактах.
Ключевую роль при обсуждении и принятии последующих решений сыграл представленный на Президиуме опыт Пермской ТПП. «С января 2014 года Россия перейдет к контрактной системе закупок и единому подходу к государственным закупкам и закупкам компаний с госучастием, но надо признать, что сейчас в России нет независимой структуры, которая подошла бы к развитию и контролю системы закупок комплексно. Эту роль могла бы взять на себя ТПП РФ, в которую сегодня входят 174 палаты. У системы ТПП достаточно компетенций для того, чтобы выступить площадкой для взаимодействия бизнеса, власти и общественности по вопросам закупочной деятельности», – отмечает директор информационно-делового центра Пермской ТПП, эксперт в области закупок Юлия БОРОВЫХ.
Прикамье входит в 20 регионов-лидеров по объему государственных и муниципальных закупок - ежегодно закупки проводят около 4000 заказчиков на общую сумму свыше 40 млрд руб. Исполнители контрактов – свыше 2,5 тыс. компаний и предпринимателей. Пермская ТПП с 2011 года оказывает всестороннюю поддержку как заказчикам, так и исполнителям госконтрактов (информирование об изменениях в законодательстве, консультирование, поиск заказов, подготовка документов, разработка положений о закупках, юридическое сопровождение, экспертная деятельность) и сегодня является единственной организацией региона, осуществляющей профессиональное сопровождение закупок.
Приобретенный опыт в вопросах закупок позволил пермской палате выявить ряд объективных сложностей, с которыми регионы страны столкнутся в связи со вступлением в силу 44-ФЗ, и предложить варианты решений. На заседании Президиума были обозначены три проблемы.
- Первая проблема – кадровая. 44-ФЗ требует от заказчика наличия высококлассных специалистов (контрактных управляющих и контрактных служб), а от участников закупок – знания и понимания новых подходов к участию в госконтрактах. В настоящее время обе стороны не обладают достаточным количеством обученных сотрудников. В этих условиях решением проблемы может быть усиление информационной поддержки и внедрение целевых образовательных программ для участников закупок.
- Вторая проблема – недостаточное развитие независимой экспертизы в закупках. С января вводятся новые требования к расчету начальных цен контрактов, к приемке результатов по контрактам, а также ужесточаются механизмы контроля за закупками. Так, например, со следующего года, при заключении контракта с единственным поставщиком, заказчик будет обязан проводить независимую экспертизу результатов контракта. В этой ситуации и органам власти, и бизнесу необходим внешний эксперт, который даст непредвзятую оценку их действиям и возьмет на себя часть ответственности за решения.
- Третья проблема – оперативность рассмотрения споров в сфере закупок. Здесь немаловажную роль играют «защитные» функции ТПП – представление интересов бизнеса перед государством. Это и участие в проектах по общественному обсуждению закупок и активное использование Третейского суда при ТПП, позволяющего быстро и эффективно разрешать споры.
В результате анализа ситуации Президиум Правления ТПП РФ принял решение о создании организационно-координационного Центра развития системы закупок на базе ТПП РФ, а также межрегионального Центра по развитию системы закупок на базе Пермской ТПП. Для эффективной работы в области развития закупочной деятельности Торгово-промышленная палата Российской Федерации также инициирует создание Комитета по развитию системы закупок, в который войдут представители органов власти, бизнес-сообщества, эксперты. Региональное направление деятельности Комитета будет возглавлять Юлия БОРОВЫХ в статусе заместителя председателя комитета.