29 мая 2014 года в Екатеринбурге состоялась XIV Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий «Взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса – реальный потенциал развития регионов России». В работе конференции принял участие президент ТПП РФ Сергей Катырин. Пермскую торгово-промышленную палату на мероприятии представляла вице-президент ПТПП Ольга Данилевич.
С программным докладом на пленарном заседании конференции выступил президент ТПП РФ Сергей Катырин, который отметил растущее взаимодействия ТПП РФ с Минэкономразвития России по расширению инструментов и формированию приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства.
Отдельно Сергей Катырин остановился на мерах, реализация которых позволили бы улучшить положение малого и среднего бизнеса, его взаимодействие с корпорациями. Он отметил, что магистральным направлением создания конкурентоспособного российского промышленного сектора является скорейшее принятие закона о промышленной политике и внедрение в жизнь предложений бизнеса, способствующих повышению конкурентоспособности отечественной промышленности и инновационной реиндустриализации. Речь идет о разработке эффективной государственной ценовой политики, реализации программ импортозамещения, пересмотре требований к иностранным инвесторам в части локализации новых промышленных производств, создании промышленных комплексов полного цикла и формировании целостной системы подбора и подготовки рабочих кадров.
По мнению Сергея Катырина, центром формирования принципов и направлений промышленной политики на территории промышленных городов могут стать торгово-промышленные палаты. Важной особенностью их деятельности является равноудаленность от отраслевых групп влияния и исполнительной власти. К примеру, торгово-промышленные палаты могли бы выступить экспертной площадкой, предлагающей конкретные решения в сфере реорганизации промышленных зон.
По мнению Сергея Катырина, центром формирования принципов и направлений промышленной политики на территории промышленных городов могут стать торгово-промышленные палаты. Важной особенностью их деятельности является равноудаленность от отраслевых групп влияния и исполнительной власти. К примеру, торгово-промышленные палаты могли бы выступить экспертной площадкой, предлагающей конкретные решения в сфере реорганизации промышленных зон.
Важным элементом поддержки малого и среднего бизнеса является реализация Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившего в силу с 1 января 2014 года. Закон обязывает не менее 15% от всех закупок каждый государственный или муниципальных заказчик должен разместить на специализированных торгах для малого бизнеса. В соответствии с «дорожной картой» госзакупок их объем для малого и среднего бизнеса к 2018 году должен вырасти до 25%, что позволит увеличить долю инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме закупок заказчиков, обеспечит прямой доступ отечественных производителей к закупкам.
Руководитель ТПП РФ подчеркнул, что необходимо принимать дополнительные меры по налоговому стимулированию промышленного развития, в частности, установить дифференцированный подход при налогообложении организаций, осуществляющих деятельность в производственной сфере, выпускающих наукоемкую продукцию, наноматериалы и изделия с их использованием.
Несмотря на то, что ТПП РФ поднимает вопрос уже не один год, так и остается нерешенной проблема учета и зачета налога на добавленную стоимость, от уплаты которого освобождены налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Следствием этого является ситуация, когда крупным компаниям экономически невыгодно работать с малыми предприятиями.
Палата также неоднократно ставила вопрос и об увеличении порога годового оборота для применения упрощенной системы налогообложения, в связи с чем участники конференции также поддержали предложение об увеличении годового оборота в рамках упрощенной системы налогообложения для малых инновационных предприятий до 200 млн рублей, а также об освобождении малого бизнеса от налога на прибыль (налоговые каникулы) в течение первых двух лет работы и снижении на 50% подлежащей к уплате суммы налога в последующие два года.
Кроме того, новый порядок расчета налога на имущество предполагает использование кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая в ряде случаев может многократно превышать инвентаризационную. Для того чтобы новый порядок вступил в действие, органы власти субъектов Российской Федерации должны утвердить в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, а затем принять закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по данному имуществу (в том числе виды объектов, облагаемых по новым правилам, а также ставки налога).
ТПП РФ обратилась к Президенту Российской Федерации с просьбой поручить Правительству Российской Федерации подготовить предложения по смягчению налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и ЕНВД в связи с введением для них обязанности по уплате налога на имущество.
В связи с присоединением России к ВТО, учитывая установленный правилами этой организации запрет на прямое субсидирование экспортеров, возрастает роль и значение организаций инфраструктурной поддержки экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, предоставляющих комплекс информационно-консультационных услуг по выходу на международные рынки, организующих бизнес-миссии.
Особое внимание со стороны государства уделяется институтам развития и профильным организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (Центры поддержки экспорта, ЕИКЦ, Центры кластерного развития и т.д.), которые должны быть способны оказать квалифицированное содействие всем тем, кто хочет и может успешно действовать в условиях открытых рынков ВТО.
В 2013 году продолжалась активная работа совместно с Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса по расширению сети ЕИКЦ на базе территориальных ТПП. В настоящее время они действуют на базе 12 территориальных палат.
Несмотря на то, что ТПП РФ поднимает вопрос уже не один год, так и остается нерешенной проблема учета и зачета налога на добавленную стоимость, от уплаты которого освобождены налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Следствием этого является ситуация, когда крупным компаниям экономически невыгодно работать с малыми предприятиями.
Палата также неоднократно ставила вопрос и об увеличении порога годового оборота для применения упрощенной системы налогообложения, в связи с чем участники конференции также поддержали предложение об увеличении годового оборота в рамках упрощенной системы налогообложения для малых инновационных предприятий до 200 млн рублей, а также об освобождении малого бизнеса от налога на прибыль (налоговые каникулы) в течение первых двух лет работы и снижении на 50% подлежащей к уплате суммы налога в последующие два года.
Кроме того, новый порядок расчета налога на имущество предполагает использование кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая в ряде случаев может многократно превышать инвентаризационную. Для того чтобы новый порядок вступил в действие, органы власти субъектов Российской Федерации должны утвердить в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, а затем принять закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по данному имуществу (в том числе виды объектов, облагаемых по новым правилам, а также ставки налога).
ТПП РФ обратилась к Президенту Российской Федерации с просьбой поручить Правительству Российской Федерации подготовить предложения по смягчению налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и ЕНВД в связи с введением для них обязанности по уплате налога на имущество.
В связи с присоединением России к ВТО, учитывая установленный правилами этой организации запрет на прямое субсидирование экспортеров, возрастает роль и значение организаций инфраструктурной поддержки экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, предоставляющих комплекс информационно-консультационных услуг по выходу на международные рынки, организующих бизнес-миссии.
Особое внимание со стороны государства уделяется институтам развития и профильным организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (Центры поддержки экспорта, ЕИКЦ, Центры кластерного развития и т.д.), которые должны быть способны оказать квалифицированное содействие всем тем, кто хочет и может успешно действовать в условиях открытых рынков ВТО.
В 2013 году продолжалась активная работа совместно с Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса по расширению сети ЕИКЦ на базе территориальных ТПП. В настоящее время они действуют на базе 12 территориальных палат.
Одним из перспективных проектов, реализуемых федеральной Палатой, является проект создания под эгидой ТПП РФ сети Открытых центров исследований и разработок в регионах России на основе уже учрежденной ТПП РФ Фонда развития инновационного предпринимательства, главной задачей которого и является формирование региональной сети Открытых центров. Они получают от Фонда заказ крупного предприятия, организуют проектные сессии, а Фонд формирует интегральное, наиболее эффективное технологическое решение проблемы.
Сегодня число Открытых центров, созданных при поддержке Фонда в регионах России, приближается к двум десяткам. Работа в данном направлении продолжается. Для создания инновационной экономики в России необходимы инициативные предприниматели, и важную роль в этом процессе играет творческая молодежь. Вместе с тем, в настоящее время молодые предприниматели сталкиваются с рядом проблем: неэффективная работа инфраструктуры поддержки и развития молодежного предпринимательства, слабая информационная поддержка, отсутствие федеральной законодательной базы, регулирующей эту сферу.
Для участия Палаты в решении этих проблем создан Координационный совет по вопросам развития молодежного предпринимательства, деятельность которого направлена на разработку, экспертную оценку и продвижение комплекса мер, необходимых для развития молодежного бизнеса.
Делегаты конференции приняли участие в работе секций «Развитие производственного малого и среднего бизнеса на основе кооперации с крупным бизнесом», «Инфраструктура поддержки (развития) малого и среднего предпринимательства», «Механизмы финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса», «Предпринимательство молодежи». Заключительное пленарное заседание было посвящено теме «Взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса - реальный потенциал развития регионов России». К числу знаковых событий конференции можно отнести закладку «Капсулы времени» с обращением молодых предпринимателей к потомкам.