Юридическим департаментом Пермской торгово-промышленной палаты зафиксирован существенный рост обращений бизнеса по вопросам внешнеторговых отношений, возникших в связи с введением ряда ограничений на уровне стран Европейского союза (ЕС) и США.
«Формулировки нормативных актов США и ЕС отличаются друг от друга, но, по сути, устанавливают сходные запреты и ведут к одинаковым юридическим последствиям, начиная с невозможности получить исполнение обязательств со стороны контрагента и заканчивая принятием мер в рамках налогового, валютного контроля», - говорят эксперты Палаты. Они отмечают, что возникающие риски зачастую мотивируют компании на досрочное прекращение контрактов, что вызывает определенные сложности у юридических служб предприятий.
Обоснованность и порядок прекращения обязательств напрямую зависит от правильной правовой квалификации ограничений и запретов в сфере внешнеторговых операций. Основой для такого анализа в первую очередь должно являться буквальное содержание условий контракта и обязательств, которые по независящим от сторон причинам не могут быть исполнены. При этом применение российских правовых норм возможно только в случаях, когда стороны договора официально согласились с их применением или когда такой порядок действий предусмотрен российскими коллизионными нормами.
Второй аспект, который важно учитывать, - это возможность рассматривать ограничения в качестве форс-мажорных обстоятельств. В этой связи важно различать контракты, по которым стороны или товары попадают под действие запретов, и «производные» контракты (например, кредитный договор, заключенный во исполнение обязательств по оплате товара). В первом случае есть признаки обстоятельств непреодолимой силы, во втором – действует норма п.3 ст.401 Гражданского кодекса РФ, которая не исключает ответственность должника.
«В любом случае прекращение договорных обязательств возможно по соглашению сторон, либо по требованию одной из сторон – в судебном порядке (ст.450 ГК РФ). Самостоятельным основанием для прекращения контракта является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (ст.451 ГК РФ)», - отмечают юристы Пермской торгово-промышленной палаты.
Президент Пермской ТПП Марат Биматов:
- Эффективность мер, направленных на минимизацию рисков по внешнеторговым контрактам, во многом зависит от последовательного правового анализа ситуации и юридической интерпретации обстоятельств. Пермская ТПП обладает большим опытом в развитии и сопровождении внешнеэкономического взаимодействия и готова помочь бизнесу, оказавшемуся в спорной ситуации. Наши специалисты уже сейчас содействуют сторонам контрактов в подборе необходимой правовой аргументации. Это важно для минимизации издержек и сохранения отношений с иностранными партнерами.