Таможенное законодательство предлагает сегодня широкий спектр инструментов, позволяющих повысить сроки совершения таможенных операций и, соответственно, сократить затраты бизнеса на таможенное администрирование. В повестке очередного заседания Общественно-Консультативного совета, состоявшегося 17 мая, к обсуждению с участниками внешнеэкономической деятельности было предложено три из них — освобождение от таможенных досмотров («зеленый сектор»), получение предварительных классификационных решений по товарам, и электронное взаимодействие со складами временного хранения.
«Зеленый сектор». Как известно, основные затраты компании-участники внешнеэкономической деятельности несут в том случае, если по тем или иным причинам, в отношении товарной партии необходимо провести досмотр. Это означает, что компании нужно выгрузить товар на склад временного хранения, распаковать его (в том количестве, в котором это необходимо), а после проведения досмотра упаковать обратно. Помимо временных затрат, компания тратит реальные деньги: хранение на СВХ небесплатно. Безусловно, досмотр — это крайняя мера (по данным за 4 месяца 2013 года Пермской таможней было досмотрено всего 2,5% от общего числа товарных партий), однако в любом случае мера довольно затратная.
Учитывая, что нарушителем таможенного законодательства является не товар и не отрасль, а конкретный субъект внешнеэкономической деятельности, ФТС России сегодня активно внедряет принцип выборочности таможенного контроля. Для добросовестных участников ВЭД государство предусматривает упрощение и ускорение таможенных операций, которое, в том числе, выражается в неприменении по отношению к ним таможенных досмотров.
Сегодня «зеленый сектор» формируется по отраслевому принципу: импортеры компонентов для промышленной сборки транспортных средств, импортеры продукции рыбного промысла, импортеры мясной продукции, экспортеры товаров собственного производства (без вывозных таможенных пошлин), а также промышленные компании, осуществляющие ввоз/вывоз сырья, оборудования и продуктов производства. При этом недостаточно принадлежать к одной из этих групп: необходимо соответствовать ряду критериев, которые прописаны по каждой отрасли. Так, например, если речь идет об экспортерах товаров собственного производства, то общая фактурная стоимость полностью произведенных или переработанных товаров, экспортируемых компанией в течение одного года, должна составлять не менее 500 тыс. евро. Впрочем, освобождение от досмотров, не избавляет предприятие от таможенного контроля как такового. Реализация субъектно-ориентированного подхода означает, что в отношении компаний из «зеленого сектора» таможенный контроль будет проведен после выпуска в виде таможенной проверки.
Отметим, что сегодня в Пермском крае в «зеленом секторе» находятся три компании: ООО «Сириал Партнерс Рус», ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Уралкалий». Предварительные классификационные решения. Выдача предварительных классификационных решений — еще один инструмент сокращения сроков проведения таможенных операций. Имея на руках этот документ (а получить его можно даже до заключения внешнеэкономического контракта), предприятие вправе заблаговременно рассчитать таможенные платежи, получить необходимые разрешительные документы для выпуска (если это потребуется), посчитать затраты на перемещение товара и так далее. Плюс к этому сокращаются сроки проверки правильности классификации в отношении данного товара, поскольку инспектору остается только идентифицировать фактически перемещаемый товар на соответствие характеристикам, указанным в предварительном решении. Этот механизм, таким образом, позволяет минимизировать возможные издержки бизнеса при таможенном администрировании. Предварительные классификационные решения сегодня выдают все региональные таможенные управления, в том числе Приволжское.
Электронный обмен информацией между таможенным органом и лицом, осуществляющим временное хранение товаров, позволяют инспектору поста в максимально короткие сроки проинформировать склад о фактах выпуска товара и направить в электронном виде разрешение на выдачу товара с СВХ. Таким образом, сокращается время таможенного администрирования, а также минимизируются издержки, связанные с простоями транспортных средств, погрузо-разгрузочными и складскими операциями.
Все современные таможенные технологии преследуют целью максимальное упрощение таможенных формальностей для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Однако только усилиями таможенных органов внедрить их в деятельность российских предприятий невозможно. Необходима инициатива бизнеса. Пермская таможня со своей стороны готова всячески содействовать выстраиванию оптимальной модели взаимодействия, которая учитывает интересы и бизнеса, и государства.