Проект федерального закона № 555597-6 «О промышленной политике в Российской Федерации». Законопроект носит комплексный характер и предусматривает, в частности, определение ключевых понятий в сфере промышленной политики и промышленной деятельности; прав и обязанностей субъектов общественных отношений, возникающих при формировании и реализации промышленной политики; полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при реализации промышленной политики, а также меры стимулирования промышленной деятельности. Проект разослан по системе ТПП РФ для замечаний и предложений. Рассмотрение проекта в первом чтении запланировано на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 583004-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» (в части совершенствования норм в связи с изменением положений Типового закона о международном торговом арбитраже). Палатой в профильный комитет Государственной Думы и Государственно-правовое управление Президента РФ направлялись экспертное заключение, предложение о создании рабочей группы по доработке законопроекта, замечания к измененной редакции законопроекта, а также поправки. Рассмотрение проекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 121844-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур». В законопроекте сформулированы общие положения о примирительных процедурах, обозначены принципы их проведения и основные разновидности (переговоры, посредничество, медиация, судебное примирение). ТПП РФ подготовлено и направлено в профильный комитет Государственной Думы заключение на проект. Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект поддерживается ТПП России при условии учета замечаний и предложений.
Проект федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». В законопроекте определяются полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве (далее – ГЧП), а также устанавливаются гарантии прав и законных интересов частных партнеров. Палатой в профильный комитет Госдумы ко второму чтению законопроекта направлены поправки, в соответствии с которыми предлагается конкретизировать формы ГЧП, закрепить полномочия правительства РФ по установлению требований к соглашениям о ГЧП, исключить возможность органов государственной власти субъектов РФ устанавливать порядок проведения конкурсных процедур на право заключения соглашения о ГЧП (единые подходы проведения конкурсных процедур должны быть установлены на федеральном уровне) и др. Рассмотрение проекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 538033-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект предусматривает, в частности, разделение особых экономических зон по уровням на федеральные и региональные (с различным порядком создания и функционирования, объемом преференций), установление правовых основ создания и функционирования региональных особых экономических зон, законодательное закрепление понятий промышленных (индустриальных) парков, технопарков, агропромышленных парков, туристических парков, которые представляют собой формы региональных особых экономических зон и др.
Рассмотрение проекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 435364-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основной целью законопроекта является формирование конкурентной среды в сфере продажи имущества и имущественных прав за счет внедрения информационных технологий (переход от «молоточных» аукционов к электронным), направленных на обеспечение доступа к информации и возможности беспрепятственного участия любого заинтересованного лица в приобретении имущества и имущественных прав, распределяемого государством и муниципальными образованиями. Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 529630-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект предполагает введение в законодательство Российской Федерации института «горизонтального мониторинга», который предполагает возможность разрешения спорных ситуаций между налогоплательщиками и налоговыми органами еще до подачи налоговой декларации на основании заключенного между ними соглашения. В свою очередь, налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения. Законопроект обсуждался на отдельной панельной дискуссии в июне 2014 года на Петербургском международном юридическом форуме с участием ФНС России, ТПП РФ и бизнеса.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 529626-6 «О налоговом консультировании». Законопроект вводит в Российской Федерации институт налоговых консультантов и налоговых консультаций. Законопроект обсуждался в июне 2014 года на заседании совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской деятельности с участием представителей ФНС России. Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Позиция ТПП России по проекту находится в стадии формирования.
Проект федерального закона № 529775-6 «О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается ввести принцип добросовестности налогоплательщика, определить понятие «злоупотребление правом», а также определить условия ограничения налоговым органом налогоплательщика в правах в случае неправомерного уменьшения им своих налоговых обязательств.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Позиция ТПП России по проекту находится в стадии формирования.
Проект федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Законопроектом определяются правовая основа, принципы судебно-экспертной деятельности и порядок ее осуществления, устанавливаются требования к государственным и негосударственным судебно-экспертным организациям (негосударственными СЭО являются некоммерческие организации, к основным видам деятельности которых относится судебно-экспертная деятельность), вводятся профессиональные критерии для руководителя СЭО, судебного эксперта, нормы о сертификации его компетенции и т.д. Палатой направлено в профильный комитет Госдумы заключение к первому чтению, инициирована поправка – статью 13 проекта предложено дополнить нормой, предоставляющей право торгово-промышленным палатам осуществлять данный вид деятельности в соответствии с их учредительными документами. Проект сопровождается в рабочей группе Госдумы, позиция Палаты направлена в Государственно-правовое управление Президента РФ. Проект также был обсужден на круглом столе в Совете Федерации и с Минюстом России, поддерживающим предложение Палаты. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект поддерживается ТПП России при условии учета замечаний.
Проект федерального закона № 509712-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроектом предлагается наделить уполномоченного при Президенте РФ правом обращаться в суд в защиту публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности, проводить проверку фактов нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности по собственной инициативе и наделить уполномоченного неприкосновенностью на весь срок его полномочий. Также предлагается наделить региональных уполномоченных правами обращаться в суд с иском о защите прав и законных интересов предпринимателей, а в отдельных случаях без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Палатой направлено заключение в профильный комитет Госдумы. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Законопроект, в частности, предусматривает установление порядка рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по «налоговым» статьям 198-199.2 Уголовного кодекса РФ по инициативе Следственного комитета РФ. Палатой совместно с крупнейшими предпринимательскими объединениями было направлено обращение Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой рассмотреть «альтернативный вариант» возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Представители Палаты принимали участие в совещаниях в Администрации Президента РФ, в рамках IX Всероссийского налогового форума ТПП РФ (ноябрь 2013 года) проект обсуждался на отдельной секции. После этого Палатой в профильный комитет Государственной Думы направлялось экспертное заключение, в котором предложено использовать альтернативную конструкцию возбуждения уголовных дел, предусматривающую необходимость получения следственными органами по их запросу заключения налогового органа о наличии нарушения законодательства о налогах и сборах.
20 июня 2014 года на встрече руководителя ФНС России М. В. Мишустина с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным принято следующее решение: Следственный комитет РФ при возбуждении дел по налоговым преступлениям должен будет получить справку из ФНС России о наличии или отсутствии у налогоплательщика недоимки и нарушений налогового законодательства, о проводимых выездных проверках и их результатах, что в целом соотносится с предложениями Палаты. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект в целом поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 517191-6 «О финансовом уполномоченном по правам потребительских услуг финансовых организаций» и сопутствующий законопроект № 517203-6. Проектом предусматривается создание института финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций, направленного на упрощение порядка разрешения споров между физическими лицами и финансовыми организациями путем обеспечения быстрого, эффективного и безвозмездного досудебного урегулирования таких споров. Палата направила заключение в профильный комитет Госдумы. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 504864-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней). ТПП РФ, РСПП, «ОПОРОЙ России» и «Деловой Россией» направлено обращение в профильный комитет Государственной Думы о необходимости существенной доработки проекта. Также направлено заключение Палаты в профильный комитет Государственной Думы, Экспертный совет по вопросам развития отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Комитета Совета Федерации по экономической политике, в котором предлагается: уточнить виды деятельности, подлежащие федеральному государственному пробирному надзору; исключить такое основание для проведения внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры в рамках пробирного надзора, как поступление обращений об угрозе причинения вреда имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; осуществлять на добровольной основе клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других бытовых изделий отечественного производства, произведенных на экспорт; отменить избыточные требования по транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в частной собственности. Рассмотрение проекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект в представленной редакции не поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 458158-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (о создании и деятельности объединений работодателей)». При подготовке проекта ко второму чтению депутатом Государственной Думы Е.В. Паниной внесены поправки ко второму чтению, не поддержанные Палатой, предусматривающие: исключение термина «социальные партнеры» из статьи 3 Закона о ТПП, определяющей цели и задачи торгово-промышленных палат; возможность осуществления объединением работодателей деятельности в качестве саморегулируемой организации. Отрицательная позиция Палаты направлена в профильный комитет Государственной Думы и РСПП. В результате из законопроекта, подготовленного ко второму чтению, данные поправки были исключены. Рассмотрение проекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект в целом поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами».
Законопроектом урегулированы вопросы добровольного медицинского страхования иностранных работников, предусмотрены сведения, которые должны дополнительно включаться в трудовой договор с иностранными работниками и дополнительные основания приостановления или прекращения заключенного с ними трудового договора. Палатой в профильный комитет Государственной Думы направлялись экспертное заключение и предложения по проекту поправок Минтруда России ко второму чтению законопроекта. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
Проект федерального закона № 443660-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Законопроект направлен на установление особенностей реализации алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, в частности, предлагается ввести новый вид лицензий на реализацию алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и отменить требование о лицензировании хранения образцов алкогольной продукции, предназначенных для сертификации и выставок. Палатой в профильный комитет Государственной Думы направлены предложения по доработке проекта. Рассмотрение проекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2014 года. Законопроект в целом поддерживается ТПП России.