На первом в 2019 году заседании Общественный совет при Управлении Росреестра по Пермскому краю рассмотрел риски не достижения ряда показателей «дорожной карты» по упрощению процедур для ведения бизнеса целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», а также обсудил предложения по законодательной инициативе. Сергей Мармыш, руководитель Центра оценки Пермской ТПП, член Общественного совета, принял участие в заседании.
По приглашению совета в заседании приняли участие Депутат Государственной Думы РФ Дмитрий Сазонов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Анатолий Маховиков, представители руководства краевых министерств по управлению имуществом и земельным отношениям, сельского хозяйства и продовольствия, природных ресурсов, а также Администрации города Перми.
В приветственном слове к собравшимся Дмитрий Сазонов отметил, что Общественный совет при краевом Росреестре всегда был конструктивной площадкой для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы бизнеса и простых граждан: «Для меня как депутата сейчас важно достижение баланса интересов Управления – государственного органа и Общественного совета – представляющего интересы бизнеса и граждан, по всем полномочиям Росреестра: регистрация недвижимости, работа комиссии по оспариванию кадастровой стоимости и надзорные функции».
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р Правительством региона разработана и утверждена «дорожная карта» по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Пермского края.
Для инвесторов важно наличие в государственном реестре недвижимости актуальных сведений. Одним из целевых показателей обеспечения надлежащих условий для ведения бизнеса в регионе является показатель «Доля площади земельных участков, расположенных на территории Пермского края, с границами, установленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в площади территории Пермского края (без учета земель покрытых поверхностными водными объектами, и земель запаса)» целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости».
Площадь земель Пермского края составляет 15311,130 га (без учета земель водного фонда и земель запаса). По состоянию на 1 марта 2019 года, площадь земельных участков с границами, установленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, составила 22,33%. При этом «Дорожной картой» предусмотрено, что данный целевой показатель на конец текущего года должен составить 60%, на 31.12.2020 – 85%.
По землям сельскохозяйственного назначения с уточненными границами в Едином государственном реестре недвижимости содержатся лишь 27% земельных участков, по землям лесного фонда – 17%.
По распоряжению губернатора Пермского края Максима Решетникова, отметила Лариса Ведерникова, заместитель министра по управлению имуществом и земельным отношениям, в Прикамье совместно с органами местного самоуправления, Управлением, филиалом Кадастровой палаты активно проводятся мероприятия по оказанию содействия землепользователям в легализации прав и уточнении границ своих участков. Также с 2018 года регион участвует в федеральной программе софинансирования проведения комплексных кадастровых работ.
Лариса Аржевитина, руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю: «По предложению Управления существенного рывка в достижении установленных показателей можно добиться, определив границы земель сельхозназначения и земель лесного фонда и направив сведения о них в ЕГРН. Для определения границ возможно использование менее затратного картометрического способа. При условии проведения кадастровых работ только в отношении сельскохозяйственных земель коллективно-долевой собственности, находящихся в собственности муниципальных образований, показатель дорожной карты может быть увеличен на 1,14%»
Управление сообщило, что в инициативном порядке будет ежемесячно направлять в министерство перечень земельных участков из земель сельхозназначения (сведения о правах на которые отсутствовали в ЕГРН), снятых с государственного кадастрового учета в соответствие со ст. 70 части 3 п. 181 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Также на Общественном совете отмечена тенденция роста количества приостанавливаемых обращений по государственному кадастровому учёту, не смотря на большое количество мероприятий, проводимых Управлением совместно с заинтересованными сторонами в лице СРО кадастровых инженеров, органов местного самоуправления, органов государственной власти. На постоянной основе бесспорным лидером по причинам приостановления кадастрового учета остается низкое качество подготовки документов кадастровым инженером. В среднем данный показатель составляет 87%.
По итогам обсуждения причин приостановлений и отказов в кадастровом учете Общественный совет и Управление одним из выходов в разрешении сложившейся ситуации видят в разработке типового договора на оказание услуг кадастровым инженером, утвержденного органом нормативно-правового регулирования. В договоре обязательно должны содержаться условия: ответственность кадастрового инженера, сроки оказания услуги, оказанием услуги считать постановку объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.