30 марта под председательством Президента ТПП РФ Сергея Катырина состоялось заседание Правления Торгово-промышленной палаты России. В нем приняли участие вице-президенты ТПП РФ и представители образовательной сферы, руководители региональных ТПП.
Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина представила практику Пермского края по внедрению дуального образования – проект «Рабочие кадры «под ключ», который реализовывался с 2012 года по инициативе Пермской ТПП в течение нескольких лет. Проект представлял собой систему из 4 основных модулей: формирование заказа бизнеса на подготовку специалистов и размещение его в государственной системе СПО; внедрение и развитие новой практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки кадров; развитие в регионе института независимой оценки эффективности образовательных организаций и качества подготовки их выпускников; профориентация молодежи на региональных акциях «Бизнес на линейке» и «Бизнес-час» (предприятия выходят в средние учебные заведения для знакомства с потенциальными работниками и создают у молодежи мотивацию на получение качественного образования). В итоге Пермский край получил работающую систему, которая до сих пор помогает сближать рынок труда и выпускников.
Для Пермской ТПП проект «Рабочие кадры «под ключ» открыл новые направления деятельности, которые занимают устойчивые позиции в структуре Палаты: профессионально-общественная аккредитация образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (реализуется через дочернюю организацию АНО «ПРАРК»), повышение квалификации действующих сотрудников предприятий Пермского края и обучение в рамках программ дополнительного профессионального образования в рамках нацпроекта «Демография», где Пермская ТПП в сотрудничестве с предприятиями края показала высокие результаты трудоустройства слушателей, прошедших обучение в Палате (85,8% было трудоустроено, из 62 человек 17 оформили самозанятость).
Предложения министерства образования и науки Пермского края по развитию системы подготовки кадров для экономики региона ставят новые задачи, используя опыт и потенциал системы ТПП:
-
участие в мониторинге потребности в кадрах,
-
совершенствование среднесрочного прогнозирования в разрезе отдельных квалификаций,
-
создание общих ресурсов популяризации актуальных рабочих профессий,
-
совершенствование НПА для стимулирования предприятий на участие в МТБ,
-
участие в создании производственно-учебных центров и учебно-производственных комплексов,
-
реализация профессиональных проб для школьников,
-
участие в разработке образовательных программ СПО,
-
участие в развитии систем наставничества предприятий,
-
совершенствование механизмов нормативно-правового регулирования целевого обучения,
-
формирование системы центров оценки квалификаций с участием ТПП,
-
совершенствование механизмов проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Эти предложения могут быть использованы всеми региональными ТПП для поиска точек взаимодействия с органами власти по подготовке кадров.