Минфин и Минэкономразвития по поручению президента разработали план оптимизации бюджетных расходов. В качестве экспертов к разработке привлекались специалисты ВШЭ и РАНХиГС. За счет чего предлагается экономить и как это соотносится с оздоровлением российской экономики? На этот вопрос пытается ответить федеральное интернет-издание «Капитал страны».
В первую очередь чиновники вместе с экспертами-экономистами предлагают сократить расходы на выплату пенсий. Такой шаг вполне ожидаем. Выполнять свои пенсионные обязательства государству становится все труднее: пенсионеров все больше, а работающего населения и действующих предприятий – все меньше. Пенсионную экономию предлагается проводить по нескольким направлениям, в частности:
- индексировать базовый размер страховой части по инфляции не два раза в год, а один;
- установить рост пенсий на уровне инфляции плюс 2%;
- выплачивать работающим пенсионерам фиксированный базовый размер трудовой пенсии, только если совокупный доход не превышает 2,5 МРОТ (то есть около 14 тыс. рублей);
- для женщин постепенно повышать пенсионный возраст, после которого им будет выплачиваться фиксированный размер пенсии в полном размере;
- увеличить стаж, необходимый для получения минимальной пенсии по старости. Раньше он составлял 5 лет. Начиная с 2015 года планируется ежегодно увеличивать его на год, так что к 2025 году минимальный трудовой стаж будет составлять 15 лет. Но и наличие стажа не станет достаточным условием для получения базовой пенсии. Ее будут выплачивать только в том случае, если работодатель отчислял за работника взносы с суммы не менее двух минимальных окладов в месяц (в 2013 году МРОТ составлял чуть более 5200 рублей). Другими словами, если официальная зарплата работника меньше двух минимальных окладов, он автоматически теряет право на получение базовой пенсии;
- увеличить стаж для врачей и учителей. Сегодня педагоги, отработавшие 25 лет, так же, как и сельские медработники, имеют право на пенсию по выслуге лет, вне зависимости от возраста и того, продолжают работать или нет. Для городских медработников необходимый стаж чуть выше – 30 лет. Начиная с 2015 года требования к выслуге лет для медиков и педагогов будут постепенно повышаться и к 2025 году фактически сравняются с требованиями к стажу для обычных граждан.
Общий итог точно и откровенно выразила в своем комментарии ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни при ВШЭ Оксана Синявская, принимавшая участие в разработке проекта: «Эксперты разработали меры, которые позволили бы ограничить круг получателей пенсий и повысить пенсионный возраст, но при этом не повышая его официальных границ, поскольку на это существует «политический запрет». Помимо этого замедлится рост пенсий, и без того скромных.
Вместо материнского капитала – адресные пособия
Выдачу сертификатов на материнский капитал на вторых и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2016 года, предлагается прекратить и вместо нее перейти к адресной помощи наиболее нуждающимся. Благодаря этому будет сэкономлена треть средств, которые ежегодно тратятся по программе материнского капитала (порядка 100 млрд рублей из 300–330 млрд рублей ежегодно). Остальные две трети предлагается направить на повышение детских пособий и компенсации выплат за детские сады.
Размер компенсации будет зависеть от уровня дохода. Если доход на одного члена семьи выше двух прожиточных минимумов, компенсация за садик составит 20%, если этот доход ниже прожиточного минимума, то государство будет компенсировать до 70% оплаты за детсад. Получать компенсацию будут все семьи, независимо от количества детей, но многодетным семьям планируется компенсировать до 70% платы за детский сад вне зависимости от уровня дохода семьи.
Детские пособия предполагается увеличить в среднем в два раза. Сейчас единовременное пособие при рождении ребенка составляет 13 087 рублей, минимальный размер ежемесячных пособий – 2454 рублей на первого ребенка и 4098 рублей – на последующих детей. Предлагается установить минимальный базовый размер пособия в четверть прожиточного минимума, на детей из неполных семей – в 1/2 прожиточного минимума, на детей из семей военнослужащих, детей, чьи родители уклоняются от выплаты алиментов, и еще для ряда других категорий выплаты составят 35% прожиточного минимума. Сейчас закон не устанавливает таких градаций, эксперты же предлагают их зафиксировать.
Здравоохранение
Основной источник экономии здесь – перевод государственных медицинских учреждений на финансирование не из бюджета, а за счет системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Согласно федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ», амбулаторная медицинская помощь будет переведена на эту систему расчетов с 2014 года наполовину, а с 2015 года – полностью. Стационарная медицинская помощь начнет финансироваться по новой схеме с 2014 года в объеме 35%, в 2015–2016 годах – в объеме 50%. Благодаря этому расходы федерального бюджета в 2014 году сократятся на 34,2 млрд рублей, в 2015 году – на 51,6 млрд рублей, в 2016 году – на 64,3 млрд рублей.
Кроме того, планируется сократить «необоснованные потребности в стационарной помощи», сократить длительность госпитализации и вывести из оборота часть устаревших помещений больниц.
Второе перспективное с точки зрения экономии направление – госзакупки лекарств. В этой сфере тоже есть целый ряд предложений:
- ограничить госзакупки лекарств, которые не входят в список жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП);
- перерегистрировать все препараты, опираясь на новые нормы фармрынка;
- возмещать льготникам расходы на лекарства не как сегодня – полностью или наполовину – а лишь в размере референтных цен. Все, что окажется сверх установленной цены, льготники будут доплачивать сами. При этом механизм определения референтных цен в докладе не указан. Возможно, имеется в виду сравнительная стоимость препаратов за рубежом;
- по соглашению с поставщиками оплачивать из госбюджета только лекарства, прием которых дал эффект. Подобная практика используется за рубежом в отношении дорогих лекарств, однако в возможности применения ее в России эксперты сомневаются.
Наука и образование
Здесь возможности экономии тоже еще не исчерпаны. Так, планируется к 2016 году сократить количество вузов с 571 до 500, что позволит сэкономить 4,2 млрд рублей. Еще большую экономию принесет уменьшение числа студентов среди молодежи 17–30 лет – целых 28,6 млрд рублей к 2016 году.
Продолжится также оптимизация науки. В частности, предлагается создать единую базу НИОКР – для точности учета и контроля, а финансирование этих самых НИОКР включать в соответствующие федеральные целевые программы или привлекать к софинансированию заинтересованные компании.
ЖКХ
Для оптимизации бюджетных расходов предлагается также сократить число льготников по оплате услуг ЖКХ к 2016 году на 1,3 млн человек. В частности, из числа льготников планируется исключить граждан, доход которых превышает два прожиточных минимума.
Сегодня для разных категорий населения предоставляются разные меры социальной поддержки при оплате услуг ЖКХ. При этом льготы, установленные некоторыми федеральными законами, отличаются от перечня льгот в Жилищном кодексе. Минфин предлагает «унифицировать условия предоставления льгот» и предоставлять их «с учетом определенного единого набора жилищно-коммунальных услуг». Правда, какие услуги войдут в этот перечень, пока не уточняется. Предоставление мер социальной поддержки в жилищном фонде предлагается независимо от формы собственности.
Размер льгот будет рассчитываться исходя из применения нормы социальной площади жилого помещения и социальной нормы потребления коммунальных ресурсов или показаний счетчиков, если соцнорма субъектом не применяется.
По оценке Минфина, эти меры позволят сократить число льготников в 2014 году на 227 900 человек (на 1,5% по сравнению с 2013 годом), в 2015 году – на 444 600 человек (на 2,9%), в 2016 году – на 650 500 человек (на 4,3%). Это позволит сократить расходы федерального бюджета в 2014 году на 1,8 млрд рублей, в 2015 году – на 3,7 млрд рублей, в 2016 году – на 6,2 млрд рублей.
Транспорт
Предложенные экспертами меры явно уменьшат мобильность россиян. В частности, предлагается отказаться от субсидирования железнодорожных перевозок на маршрутах свыше 1,5 тыс. км, а также отменить или реструктуризировать бюджетные субсидии на перелеты.
Весомая экономия в 400 млрд рублей за 6 лет будет достигнута за счет установления долгосрочных тарифов на железнодорожные перевозки.
Среди остальных предложений – перевод пилотов на платное обучение, передача в концессию ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ», переход к модели частного сервисного морского порта.
Госзакупки и госпрограммы
Поскольку средства на госзакупки и госпрограммы выделяются немалые, и 5%-ное сокращение в этой сфере принесет весьма солидную экономию, хотя, конечно, в разы меньше, чем можно сэкономить на пенсиях.
Предлагается перенести на последующие годы часть расходов по госпрограмме вооружений 2011–2020 годов, а также провести инвентаризацию бюджетных расходов на оборону и постепенно отказываться от кредитных схем при реализации программы вооружения. «На кредитовании идут большие потери, реальный объем госзаказа позволяет финансировать проекты напрямую», – объясняет проректор ВШЭ Андрей Жулин. Экономии в оборонном секторе будет способствовать и введение дополнительной ответственности госзаказчиков.
Оптимизация госслужбы
Переход на электронный документооборот и внедрение принципа «одного окна» позволяют значительно сократить число госслужащих и, соответственно на 5% уменьшить бюджетные расходы на их зарплату – так что ежегодная экономия составит как минимум 3,8 млрд рублей.
Еще 3 млрд рублей ежегодно предлагается сэкономить, проведя «оптимизацию общей структуры и состава федеральных органов исполнительной власти», например, за счет объединения ведомств, функции которых во многом пересекаются. Так, сегодня обсуждается идея об объединении ФАС и ФСТ.
Кроме того, предлагается сократить численность муниципальных депутатов минимум на 10% и отменить назначения сити-менеджеров.
До конца 2014 года планируется принять специальный федеральный закон о распределении грантов на выполнение государственных или муниципальных услуг. При этом объемы грантов регионам, достигшим наилучших показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти, будут сокращены в 11 раз: с 11 млрд рублей в год до 1 млрд. С 2017 года предлагается перейти на единую консолидированную субсидию.
Госимущество и налоги
С 2014 года госкомпании обязаны перечислять государству в виде дивидендов 25% своей прибыли. Это принесет в бюджет дополнительно более 200 млрд рублей. В планах на будущее – увеличение выплат до 35%.
Помимо этого предлагается создать Федеральный фонд развития недвижимости для приватизации объектов недвижимости, предоставлять бюджетные инвестиции на возвратной основе дочерним компаниям или холдингам с использованием корпоративных облигаций, усилить контроль за госинвестициями через выпуск в пользу государства привилегированных акций.
Значительно пополнить бюджет поможет и отмена ряда налоговых льгот. По оценкам экономистов, за 2013–2019 годы это дополнительно принесет бюджету 1,3 трлн рублей. В частности, планируется отменить льготы малому бизнесу.
Нетрудно заметить, что в программе, представленной на рассмотрение правительства, бюджетные средства предлагается экономить в основном за счет отказа государства от исполнения своих главных функций – за счет ухода из сферы образования, здравоохранения, соцобеспечения, транспорта и т. д. Между тем для пополнения госбюджета вполне можно было бы использовать и ряд других источников, что к тому же значительно снизило бы социальную напряженность.
Во-первых, давно пора уменьшить отток капитала из страны: запретить офшоры или внедрить такие экономические и налоговые механизмы, что непрозрачность и увод в офшоры станут невыгодными или опасными.
Во-вторых, ввести-таки налог на роскошь. По оценкам экспертов из «Справедливой России» он будет ежегодно приносить в бюджет 200–250 млрд рублей, что сопоставимо с совокупными налоговыми поступлениями от всех упрощенных режимов для малого бизнеса. По предложенному справороссами законопроекту, под действие налога на роскошь попадают объекты недвижимости стоимостью свыше 30 млн рублей и транспортные средства стоимостью свыше 3 млн рублей. На всю страну таких наберется совсем немного – около 100 тыс. транспортных средств и примерно 200 тыс. объектов недвижимости. Поскольку количество таких сверхдорогих объектов небольшое, они все прекрасно отслеживаются. «Помимо фискального эффекта, введение налога на роскошь будет иметь и антикоррупционный эффект. Ведь облагается объект недвижимости вне зависимости от того, на кого он записан. Поэтому даже если часть богатства (например, у чиновников) переписана на жен, детей, родителей и других родственников, деньги с них все равно возьмут».
Можно также ввести прогрессивную шкалу для уплаты подоходного налога с зарплат свыше 3 млн рублей в год – тогда 500 самых богатых людей страны ежегодно будут платить в бюджет еще 400–450 млрд рублей.
Председатель совета директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация» Александр Лебедев еще в 2012 году предложил ввести налог на сверхприбыль 1990-х годов. «Приватизация 90-х годов – это родовая травма России. Там все было сделано незаконно через залоговые аукционы. Однако кандидатам в президенты пока духу не хватает предложить такой налог выплатить всем тем, кто сейчас в списке Forbes занимает высокие позиции», – заявил предприниматель. Между тем, в Великобритании подобный опыт оказался весьма удачным. «В 1997 году правительство лейбористов ввело так называемый windfall tax – налог на «налоги, принесенные ветром». Собственники имущества, которое было передано в частные руки в 1980-е по бросовым ценам, заплатили этот единоразовый сбор. Тони Блэр собрал в итоге более 5 млрд фунтов, которые были потрачены на социальные программы».
Довольно очевидной мерой является сокращение многочисленной армии консалтеров и составителей «дорожных карт» – за немалые бюджетные деньги, уменьшение всевозможных представительских расходов – на проведение конференций и форумов по самым разным поводам и темам. Полезно было бы подсократить и число самых высокооплачиваемых госслужащих, а также приостановить непрерывный рост их зарплат. Сегодня, по данным Росстата, в стране насчитывается более 1,5 млн государственных служащих регионального, федерального и муниципального уровней. То есть на тысячу работающих россиян приходится почти 110 чиновников. Расходы федерального бюджета на их содержание составляют 800 млрд рублей. В 2014–2016 годах эту сумму планируется увеличить еще на 135 млрд рублей, для того чтобы к 2018 году зарплата федеральных госслужащих выросла в 2,6 раза.
При этом, конечно, и уровень зарплат, и темпы их роста у госработников в высших эшелонах власти сильно отличается от уровня рядовых чиновников. Только за первые шесть месяцев 2013 года зарплата госслужащих федеральных органов власти РФ выросла на 19,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 69,4 тыс. рублей. Наибольший рост зарплат отмечен в аппарате правительства и администрации президента РФ.