12 сентября 2017 года в рамках III Международной специализированной выставки «Импортозамещение» полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич принял участие в заседании Правительственной комиссии по импортозамещению, которое провел Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
В ходе заседания комиссии был рассмотрен вопрос о локализации производства компонентов для научного, испытательного и производственного оборудования в области фотоники и микроэлектроники.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Мы проводим заседание комиссии по импортозамещению и рассмотрим два основных вопроса. Первый – о том, как мы работаем по совершенствованию деятельности Правительственной комиссии по импортозамещению, что нам удаётся сделать, в чём проблемы. А второй, более конкретный, – вопрос производства в нашей стране компонентов фотоники, которые используются в машиностроении и микроэлектронике.
Отмечу, что мы уже второй подход к этой теме делаем в рамках комиссии. До этого мы эту тему рассматривали на комиссии по модернизации экономики. Сейчас возникла необходимость ещё раз эти вопросы рассмотреть в более прикладном ключе.
Также поговорим о том, как исполняются планы – и региональные, и отраслевые – по импортозамещению.
Перед началом совещания я и, надеюсь, присутствующие посмотрели выставку в «Крокус Экспо». На стендах представлены качественные, технологически сложные предметы с пометкой «Сделано в России». Многие из них уже достаточно активно используются в промышленности, в том числе в фармацевтической промышленности, в автостроении, в сельском хозяйстве, в IT. Организаторы сделали экспозицию полезной, мне кажется. И надеюсь, что представленные на выставке технологии найдут своих заказчиков, предприятия найдут новых партнёров, а то, что ещё пока в стадии проекта, найдёт своих инвесторов.
Импортозамещение, несмотря на все сложности, в целом у нас по стране развивается, и развивается достаточно неплохо. На прошлом заседании комиссии мы подводили некоторые итоги. В принципиально важных для нас областях мы движемся даже быстрее, чем изначально закладывали в планах. Я имею в виду и сельское хозяйство, и машиностроение, и топливно-энергетический комплекс, и радиоэлектронику. Несколько сотен товаров уже практически находятся в серии. Особенно хотел бы отметить импортозамещение на региональном уровне. Создаются местные фонды развития промышленности, достаточно широко применяются специальные инвестконтракты.
Тем не менее ещё довольно много предстоит сделать для увеличения доли российских поставщиков в производственных цепочках, повышения конкурентоспособности и в целом улучшения репутации товаров, которые производятся в России, а стало быть, и организации цепочек их сбыта. Сейчас, пройдя часть пути, мы можем лучше оценить, как могут преобразиться целые отрасли в результате перехода на российские аналоги, какие преимущества от этого получают производители и экономика в целом. И конечно, можем оценить, где наши слабые места.
Теперь два слова по специальной теме, которая сегодня у нас в поле зрения, – это фотоника. Это одна из перспективных для нас областей, которой мы продолжаем уделять пристальное внимание. Она является такой отраслью, которая может быть ключевым направлением развития современной науки и техники, технологий. Её продукция широко применяется в научных исследованиях, оборонно-промышленном комплексе, микроэлектронике, машиностроении, медицине и многих других областях. Объём рынка гражданской фотоники обычно оценивают в 60–70 млрд рублей в год.
Мы проводили совещание в 2014 году на площадке «Иннопрома». Мы тогда впервые эту тему вовлекли в обиход, что называется, управленческий. По результатам обсуждения были обновлены все программные отраслевые документы, включая новые направления, такие как квантовые и оптические материалы, радиофотоника, нанофотоника, биофотоника. Сформированы постоянные отраслевые советы при Минпромторге и Министерстве образования и науки. Утверждена межведомственная программа, в рамках которой сформулированы и отобраны приоритетные проекты для государственной поддержки. В основном ориентировались на существующие научные заделы, на наличие конкретных потребителей, на возможные объёмы финансовой поддержки. Основная проблема, как обычно, заключается в том, что под эту программу финансирование так и не было в полной мере развёрстано. Программа должна начаться в текущем году. Давайте обсудим, каким образом дать ей необходимый импульс, дать ей нормальный старт.
Параллельно эта программа погружается в новую программу научно-технического развития.
У нас есть успешные проекты в этой сфере. Это и квантовый центр в «Сколково», и исследования в области радиоэлектроники по линии Фонда перспективных исследований. В Сарове этим занимаются, в некоторых других местах.
Конечно, задачей остаётся также, чтобы в ближайшие годы мы свели до минимума нашу зависимость от импорта оптического волокна, а впоследствии полностью, может быть, устранили эту зависимость. Для этого есть все предпосылки. Самое главное, что у нас уникальная по протяжённости инфраструктура, что делает нас одним из самых масштабных внутренних рынков для телекоммуникационного волокна. И поэтому этот рынок может быть занят именно российскими производителями.
Очевидно, что есть и другие направления, в том числе по солнечной генерации, по лазерным технологиям. Всё это отработанные уже вполне в технологическом смысле проекты, но они требуют поддержки и по государственной линии, и по линии внебюджетного финансирования.
Целью является максимальная локализация комплектующих и материалов фотоники в России. Конечно, при условии, что они конкурентоспособны по качеству и по цене и востребованы рынком.
Работу по импортозамещению мы ведём уже несколько лет. У нас появилось больше опыта, в том числе и обратной связи, как работают механизмы поддержки. Поэтому мы пройдёмся по предложениям, которые связаны с этими вопросами, обсудим, каким образом можно упростить и ускорить процесс этой работы.
Поэтому мы пройдёмся по предложениям, которые связаны с этими вопросами, обсудим, каким образом можно упростить и ускорить процесс этой работы.
И ещё один момент хотел бы отметить. Мы сейчас по выставке ходили, говорили с коллегами по отдельным направлениям техники, которой они занимаются. Они говорят: «Всё понятно, но всё равно потребители смотрят, говорят, давайте дождёмся, пока кто-то в России это купит, до этого мы будем иностранные аналоги покупать». Естественно, такое предубеждение существует. Общая задача и производителей, и государства – стараться показывать преимущества наших разработок. Естественно, должна быть возможность сравнить российский товар с иностранными аналогами. Нужно создавать для этого условия. А с другой стороны – стимулировать при помощи государственных механизмов к приобретению российских товаров, российской техники, имеющих соответствующие кондиции по качеству и популярность в стране.
В развитие этих подходов я подписал постановление. Оно ограничивает допуск иностранной мебели и изделий из дерева при проведении государственных закупок. Такого рода меры вводятся сроком на два года, но с известными исключениями. В том числе эта мера не затрагивает предприятия из стран Евразийского союза. По вполне понятным причинам – потому что у нас единый рынок. Тем не менее в качестве стимула эта мера временно будет применяться, для того чтобы наш рынок был лучше структурирован по отношению к нашим производителям.
Теперь давайте послушаем сообщение Министра промышленности. Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову), прошу Вас.
Д.Мантуров: Системную работу по развитию фотоники мы начали ровно с момента проведённого Вами совещания. К этому моменту выпуск гражданской продукции фотоники вырос в шесть раз. Почти половину производимого объёма – а это 28 млрд рублей – формируют компоненты. Мы в этом году провели дополнительно оценку уровня их локализации. В рамках этой работы определены 177 приоритетных компонентов фотоники, из которых 81 экономически целесообразно производить у нас в стране.
В последние три года в развитие отрасли государство направило более 16,5 млрд рублей. В том числе за счёт этих средств уже локализовано производство 61 ключевого компонента. В частности, освоен выпуск лазерных диодов, модуляторов и фокусирующих систем для промышленного и медицинского оборудования, организовано производство оптического волокна, оптоволоконных кабелей, фильтров и мультиплексоров для телекоммуникационного оборудования. Выпускаются лазерные гироскопы для навигационных систем и целый ряд других важных образцов промышленной продукции.
Работа по локализации развёрнута в сформированных кластерах по фотонике. В частности, в Долгопрудном – по биотехнологии, нанобиосенсорике. В Перми – производство техники на основе волокна. В Троицке – нано- и лазерные технологии для медицины. На площадке технопарков в Саранске – производство оптоволокна. В Новосибирске и инжиниринговых центрах в Саратове – прецизионная лазерная технология. В Зеленограде и Владимире – микроэлектроника и лазерная техника.
На сегодня сохраняется потребность в локализации ещё 20 компонентов, необходимых для построения систем хранения, передачи и защиты информации, оптического зондирования, а также для использования лазерных источников излучения нового поколения. Соответствующие технологические решения планируются к разработке в рамках внесённой в Правительство Министерством образования специальной программы по фотонике. По мере готовности самих технологий мы со своей стороны, опираясь на уже существующие, зарекомендовавшие себя инструменты поддержки, обеспечим серийное производство обозначенных компонентов.
Одним из основных смежных с фотоникой секторов является микроэлектроника. Эти два направления мы интегрируем через проекты импортозамещения, реализуемые в рамках отраслевой госпрограммы по радиоэлектронике. Всего в прошлом году было начато более 100 комплексных проектов. 11 из них нацелены на создание оборудования для изготовления микроэлектронной продукции. В частности, это касается знаковых для отрасли проектов по разработке лазерного оборудования (ранее оно не производилось никогда) для нарезки чипов и по созданию линии фотолитографии.
Задачи импортозамещения электронной компонентной базы мы решаем также в рамках импортозамещения и мероприятий в госпрограмме оборонно-промышленного комплекса. Хотел бы отметить, что создаваемые при этом типы номинала электронной компонентной базы в первую очередь могут использоваться и в гражданском сегменте.
Для обеспечения устойчивого спроса на российскую продукцию микроэлектроники реализуется утверждённый Вами план гарантированных закупок. В частности, уже осуществляются поставки отечественных микрочипов для паспортно-визовых документов нового поколения и электронных полисов обязательного медицинского страхования. А также – микропроцессоров для платёжных карт «Мир» и RFID-меток для маркировки различных видов продукции. В горизонте до 2022 года объём закупок продуктов микроэлектроники по линии только федеральных органов власти оценивается нами в сумму более 20 млрд рублей. Это позволит дополнительно загрузить производственные мощности и развивать компетенции в новых нишах гражданского сегмента.
В целом по двум этим направлениям у нас работают все механизмы, они налажены. Считаем, что в обозначенные сроки по всем планам импортозамещения мы сможем реализовать все направления.
В завершение своего выступления хотел бы, Дмитрий Анатольевич, обратиться к Вам. Вы уже второй раз посещаете выставку в «Крокусе», как раз направленную на демонстрацию результатов, которые компании демонстрируют с точки зрения импортозамещения. Хотел бы просить Вашего согласия по включению её в перечень выставок, которые поддерживаются Правительством. Если не будете возражать, я подготовлю соответствующий доклад на эту тему.
Д.Медведев: Спасибо, Денис Валентинович. По поводу выставки: думаю, что она действительно полезная. Она позволяет показывать, чего мы достигли, особенно в сфере сложной техники, в плане импортозамещения. Можно всё это посмотреть, потрогать, увидеть, как это действует. Так что, думаю, это разумная идея – придать выставке постоянно действующий характер.
Теперь возвращаемся к фотонике, Я так понимаю, что всё равно важной для нас является тема, связанная с финансированием. У нас есть понимание, какой объем минимально необходим для того чтобы соединить все существующие источники?
Д.Мантуров: Дмитрий Анатольевич, с учётом того, что у нас все мероприятия свёрстаны и в существующих госпрограммах отражены (это и ГП ОПК, поскольку и фотоника, и микроэлектроника, как я уже доложил, используются по всем направлениям), мы рассчитываем, что средства, которые Минобразования также заложило в свою отдельную программу по развитию этого направления, сохранятся на ближайшие три года. Госпрограмма развития радиоэлектронной промышленности также у нас свёрстана на ближайшие три года. Вы согласовали нам лимиты, которых на сегодняшний день достаточно для развития основных мероприятий тематики.
Д.Медведев: Хорошо. Я надеюсь, что в результате нашего сегодняшнего обсуждения под каждым пунктом этого плана появятся уже конкретные позиции. Потому что мы уже второй раз, ещё раз говорю, этот подход осуществляем, но вначале мы просто говорили о полезности, ценности темы фотоники в смысле технологического развития страны, а сейчас уже смотрим на это под углом импортозамещения. Я прошу Вас и, Аркадий Владимирович, Вас вместе посмотреть, какое финансирование необходимо, в том числе по линии наших научных фондов и в рамках государственных программ, о которых сказал Денис Валентинович.