С 2019 года в нашей стране стартовал проект по маркировке производимых и ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, которая обеспечивает защиту Российского производителя, выводит из тени рынок импорта и защищает потребителя от контрафакта.
С 2019 по 2023 года было осуществлено несколько этапов проекта и промаркирована часть товарных позиций: молочная продукция, упакованная вода, лекарства, табачная продукция, частично товары легкой промышленности, обувь, шубы, духи и туалетная вода, шины, покрышки и лампы-вспышки. В 2023 году к этим группам добавились пиво и слабоалкогольные напитки, безалкогольные напитки, медицинские изделия биологически активные добавки (БАД), антисептики и кресла-коляски.
С 1 апреля 2024 года расширен перечень товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке, а именно: рубашки, блузки, шали, шарфы, кашне, мантильи, вуали, галстуки, галстуки-бабочки и шейные платки, свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты, костюмы, комплекты, пиджаки, блейзеры, брюки, комбинезоны, платья, юбки, юбки-брюки, брюки, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки, мех искусственный и изделия из него.
Поскольку маркировка любых товарных групп вводится поэтапно, то на каждом этапе всем участникам оборота данной товарной группы нужно заблаговременно спланировать свои действия, чтобы соответствовать требованиям законодательства. Касаемо расширения перечня товаров легкой промышленности, те производители, оптовики и розница, которые ранее проходили первый этап маркировки легкой промышленности, уже имеют необходимое оборудование для маркировки данной товарной группы. Остальным участникам рынка, которых это не касалось на первом этапе, необходимо будет зарегистрироваться в системе «Честный знак», спланировать и приобрести необходимое оборудование для печати и сканирования кодов. Всем участникам оборота обязательно потребуется описать и промаркировать свои складские остатки. Организациям, осуществляющим розничную торговлю кроме маркировки остатков, необходимо будет еще обновить контрольно-кассовую технику, чтобы она могла работать с маркированным товаром.
Для участников рынка, работающих в розничном сегменте, вводится разрешительная система продажи маркированного товара. Для каждой товарной группы этот система будет вводиться поэтапно, и стартует в следующем порядке:
С 1.04.2024 года-табачная продукция, а также пиво и слабоалкогольные напитки;
С 1.05.2024 года-молочная продукция и упакованная вода;
С 1.11.2024 года-товары легкой промышленности, безалкогольные напитки, обувь, духи и туалетная вода, шины и покрышки, фотоаппараты и лампы-вспышки, БАДы, антисептики.
Разрешительная система работает по следующей схеме:
При сканировании кода маркировки (КМ) на кассе, отправляется запрос в систему «Честный знак (ЧЗ)» в течение 1,5 сек. должен прийти ответ от «ЧЗ». Если ответ положительный, то продажа с данным кодом маркировки разрешается, если отрицательный, то продажа с данным кодом маркировки блокируется. В случае отсутствия ответа от «ЧЗ» в течение 1,5 сек. кассовый аппарат проверяет код маркировки по своей внутренней базе кодов, и продажу либо одобряет, либо запрещает, в зависимости от результата проверки. При этом внутренняя база кодов товаров должна обновляться не реже 1 раза в 2 часа.
Система «Честный знак» проверяет код маркировки по следующим параметрам:
- Код маркировки не введен в оборот;
- Некорректный код проверки;
- Истек срок годности (молочка, пиво, вода);
- Код маркировки заблокирован Федеральными органами исполнительной власти РФ(ФОИВ);
- Код маркировки выведен из оборота;
- Отсутствие Код маркировки в ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга товаров);
- Цена ниже или выше МРЦ (минимальная розничная цена) (табачная продукция).
Чтобы соответствовать требованиям законодательства в 2024 году, участникам розничного сегмента рынка, продающим маркированную продукцию, необходимо осуществить следующие действия:
Обновить товаро-учетное программное обеспечение и настроить учет собственных Кодов маркировки и обмен с системой «Честный знак» для получения кодов, заблокированных ФОИВ (Федеральные органы исполнительной власти).
Обновить кассовое Программное Обеспечение и настроить обмен с «ЧЗ», для быстрого получения ответа.
Обновить Контрольно-Кассовую Технику для работы с разрешающей системой.
Все вышеперечисленное необходимо учесть в планах на 2024 год, более детально изучить грядущие изменения законодательства, провести анализ и коррекцию бизнес-процессов для работы в новых условиях, спланировать подготовку Программного обеспечения и контрольно-кассовой техники, закупить или обновить оборудование для маркировки товаров (Терминалы сбора данных, сканеры штрих кода, принтеры этикеток и т.п.).
Для того, чтобы получить консультацию общественного эксперта свяжитесь со специалистами департамента по работе с клиентами и членами Пермской ТПП по телефону +7 (342) 235-78-48 или по электронной почте partner@permtpp.ru и наши сотрудники подберут для вас нужных общественных экспертов. Вы уже выбрали эксперта, к которому хотите обратиться, самостоятельно? Сообщите об этом во время телефонного звонка или в тексте письма также по контактам, указанным выше.