Участники заседания Консультативного совета палат государств-членов Евразийского экономического союза рассмотрели, в частности, ситуацию с Таможенным кодексом ЕАЭС. По этой теме выступил Президент ТПП ФР Сергей Катырин.
Когда было принято решение о подготовке нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, сказал Сергей Катырин, ТПП РФ и другие российские ведущие объединения предпринимателей включилась в эту работу. Многие предложения, направленные на совершенствование проекта Кодекса, были учтены.
Сегодня сложный юридический документ объемом почти 1200 страниц, состоящий из 465 статей, а также включающий 3 приложения, готов, и если предусмотренные на ратификацию документа сроки будут соблюдены всеми сторонами, то Кодекс вступит в силу с 1 января 2018 года.
Итак, в ЕАЭС будет осуществляться единое таможенное регулирование, включающее в себя порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС; порядок совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС, их убытием с территории ЕАЭС; порядок уплаты таможенных платежей, различных пошлин и проведения таможенного контроля и многое другое.
В соответствии с новым Кодексом существенно увеличиваются полномочия Евразийской экономической комиссии. К ее компетенции отнесено почти 300 вопросов в сфере таможенных правоотношений, почти в три раза больше, чем предусмотрено действующим Таможенным кодексом Таможенного союза.
К основным преимуществам нового Кодекса эксперты относят, в частности, автоматизацию процессов таможенного декларирования – подача таможенной декларации в электронном виде, автоматический выпуск; существенное сокращение времени на выпуск товаров; усовершенствование института уполномоченных экономических операторов; принцип однократности предоставления документов и сведений.
Есть и недостатки, их, по оценке экспертов, немало. Прежде всего, текст Кодекса сложен для понимания даже для специалистов в сфере таможенного дела. Документ содержит около 300 отсылочных норм на национальное законодательство и предусматривает урегулирование порядка 100 вопросов решениями Евразийской экономической комиссии, 25 из которых должны вступить в силу одновременно с Кодексом.
Это практически неизбежно приведет к различному толкованию норм и, следовательно, к спорам и судебным разбирательствам, считает Сергей Катырин. Он предложил палатам стран ЕАЭС активно осуществлять мониторинг правоприменения Кодекса и других правовых актов Союза в таможенной сфере, чтобы выявить «слабые места» и при необходимости совместно подготовить предложения, направленные на совершенствование таможенного законодательства Союза.
Просчеты любого законодательного акта выявляются в ходе правоприменительной практики, поэтому о недостатках Кодекса предметно можно будет говорить, как минимум, через полгода после его вступления в силу, то есть где-то в середине лета 2018 года, отметил Сергей Катырин.
Президент ТПП России представил также предложения Палаты по совершенствованию деятельности наднациональных органов ЕАЭС. У предпринимателей появляются проблемы, связанные с различным толкованием норм права Евразийского экономического союза. При этом компетенцией по официальному разъяснению норм права Союза наделен только Суд Евразийского экономического союза (Суд ЕАЭС), а Евразийская экономическая комиссия не имеет таких полномочий. Но напрямую обратиться в Суд ЕАЭС для получения такого разъяснения хозяйствующие субъекты не могут, поскольку в соответствии с пунктом 49 Статута Суда ЕАЭС обращение в Суд за разъяснениями осуществляется уполномоченными органами, перечень которых определяется каждым государством-членом. Это долгий и, как показывает практика обычно безрезультатный путь.
В этой связи, сообщил Сергей Катырин, эксперты предлагают: во-первых, наделить Евразийскую экономическую комиссию полномочиями по консультированию и разъяснению норм права ЕАЭС в сферах исключительной (наднациональной) компетенции ЕАЭС по обращениям национальных объединений предпринимателей государств-членов ЕАЭС; во-вторых, наделить национальные объединения предпринимателей (палат) государств-членов ЕАЭС правом обращаться в Суд ЕАЭС с заявлениями о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору о ЕАЭС и о разъяснении положений Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза.
Сегодня идет работа по подготовке изменений в Договор о ЕАЭС и, следовательно, есть возможность внести эти предложения в Договор и в другие нормативные правовые акты Союза, отметил Сергей Катырин.
Консультативный совет поддержал предложения ТПП РФ.
На заседании были также рассмотрены следующие вопросы: опыт и перспективы работы Кыргызстана в ЕАЭС; развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС в 2017 году; взаимодействие палат в сфере выдачи карнетов АТА.
Так как председательство в Консультативном совете палат государств-участников Евразийского экономического союза (КСП ЕАЭС) осуществляется на принципах ротации, то от ТПП Киргизии председательство на следующий срок было передано ТПП РФ.