Открывая заседание, председатель Комитета по экологии и природопользованию при Пермской ТПП Дмитрий Клейн сообщил, что Федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности определено федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» - ФГУП «ФЭО» (предприятие Госкорпорции «Росатом»).
С 1 марта 2022 года федеральный оператор начал осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и П классов, в настоящее время отвечает за все отходы указанных классов опасности, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов.
Юлия Шатохина, начальник отдела по включению объектов в федеральную схему ФГУП «Федеральный экологический оператор», представила развернутую информацию о системе обращения с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года. Она рассказала об основных функциях ФГУП «ФЭО», определенных ст. 14.1. ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности, предложения об установлении тарифа на услуги по обращению с отходами I и II классов опасности, является оператором федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК), в которой, в том числе, в электронном виде будет формироваться федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности.
Также она сообщила, что организационное и информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами I и II классов осуществляется на площадке единой цифровой платформы - ФГИС ОПВК.
ФГИС ОПВК позволяет заключать договоры, подавать заявки на вывоз отходов в режиме реального времени и оперативно обмениваться электронными документами. Отходообразователи, которые имеют собственные мощности по обращению с отходами I и II классов, с 1 марта регистрируются в системе ФГИС ОПВК и вносят в систему информацию о полном жизненном цикле опасных отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки на конкретных мощностях. Отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I и II классов, с 1 марта регистрируются в системе ФГИС ПВК и заключают договор с федеральным оператором, который обеспечивает «под ключ» весь спектр услуг по обращению с данными отходами. Федеральный оператор осуществляет свою деятельность по установленным ФАС России тарифам.
Действующие на рынке предприятия по транспортированию и обращению с отходами I и II классов контрактуются с федеральным оператором и получают доступ к заказам через систему ФГИС ОПВК. Стоимость услуг операторов определяется на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок. Формат договоров - рамочный. Он предусматривает возможность присоединения к победителю любого участника рынка, что позволяет всем желающим продолжать работу.
Далее начальник отдела по включению объектов в федеральную схему ФГУП «Федеральный экологический оператор» сообщила о позиции федерального оператора по вопросу обращения с отходами I и II классов опасности, образующихся у физических лиц (население). Так управляющие компании и органы местного самоуправления, а также их подрядные организации, организующие места накопления отходов I и II классов опасности, образующихся у физических лиц, вправе передавать указанные отходы федеральному оператору в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг. При этом, в случае если привлекаемая подрядная организация по поручению управляющей компании или органа местного самоуправления самостоятельно обеспечивает установку контейнеров для накопления отходов I и II классов опасности, образующихся у физических лиц, и одновременно обладает соответствующей лицензией и имеет в собственности или на ином законном основании объекты обращения с отходами I и II классов опасности, необходимость заключения договора на оказание услуг с федеральным оператором отсутствует. Данные подрядные организации будут выступать в качестве отходообразователя и при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности могут самостоятельно обращаться с принятыми от физических лиц отходами I и II классов опасности в порядке, установленном законодательством.
Также приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности» установлен круг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым граждане имеют право передавать такие отходы. В остальных случаях, обращение с отходами I и II классов опасности осуществляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ.
На вопрос Дмитрия Клейна о порядке выбора оператора по транспортированию отходов I и II классов опасности, собранных управляющими компаниями (ТСЖ), органами местного самоуправления, а также о порядке действий регионального оператора при выявлении в составе собранных ТКО от населения отходов I и II классов опасности, Юлия Шатохина сообщила, что ФГУП «ФЭО» после заключения соответствующего договора между юридическим лицом (управляющая компания, ТСЖ, орган местного самоуправления и др.) и ФГУП «ФЭО» на передачу отходов I и II классов опасности самостоятельно определяет оператора по транспортированию отходов I и II классов опасности. Региональный оператор при выявлении в составе собранных ТКО от населения отходов I и II классов опасности также заключает договор с ФГУП «ФЭО» на передачу и передает отходы I и II классов опасности.
В результате для оптимизации работы членам Комитета было принято решение совместно с представителями бизнеса и общественных организаций, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края изучить опыт других субъектов РФ по организации системы обращения с отходами I и II классов опасности, образующихся у населения и рассмотреть возможные пути применения этого опыта.