Порядок исключения из реестра юрлица по решению регистрирующего органа определен ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП» от 08.08.2001 № 129-ФЗ и гл. 22, 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Поводом для принудительной ликвидации считается (пп. 1, 5 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ):
-
Одновременное наличие на протяжении 12 месяцев подряд обстоятельств, в связи с которыми лицо признается недействующим, а именно (неисполнение обязанности по сдаче налоговой отчетности, отсутствие операций по счетам).
-
Отсутствие у компании и ее учредителей средств на проведение ликвидации в общем порядке.
-
Истечение 6 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, если фирма не предприняла никаких опровергающих данную отметку действий.
При этих условиях ФНС принимает решение о предстоящем исключении лица из реестра, размещаемое в «Вестнике государственной регистрации». Сообщение находится в открытом доступе на официальном сайте издания. В течение последующих 3 месяцев сама компания, ее кредиторы или иные заинтересованные лица имеют право подать в инспекцию мотивированное заявление о нарушении их интересов в случае принудительной ликвидации. Если никаких возражений не поступит, то ФНС вносит в реестр запись о прекращении деятельности соответствующей организацией.
Нормы законодательства РФ позволяют оспорить действия ФНС по исключению юрлица из ЕГРЮЛ. Для этого исключенному юрлицу необходимо доказать факт осуществления деятельности на момент обращения в судебные органы.
Способы обжалования исключения из ЕГРЮЛ.
Административный порядок обжалования.
Судебный порядок и форма заявления.
Содержание заявления и приложения.
Спорные вопросы в практике обжалования.
Итак, чтобы обжаловать изъятие организации из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо может воспользоваться либо административным ресурсом, либо сразу пойти в суд. Главное преимущество первого способа — это быстрое рассмотрение вопроса, не требующее никаких материальных затрат в виде госпошлины.
Однако решения регистрирующих органов, как правило, выносятся в соответствии с общей политикой ФНС России, которая может не совпадать с объективной реальностью. В то же время судебное разбирательство всегда ставит точку в споре, является более традиционным средством защиты прав, а арбитражный суд воспринимается как незаинтересованная инстанция.