Новый закон вступил в силу 1 июля 2021 года. Одним из основных показателей эффективности государственного и муниципального контроля должно стать не количество проведенных контрольных мероприятий, а снижение ущерба от нарушения охраняемых законом ценностей и снижение барьеров для развития бизнеса. Должен произойти переход от «палочной» системы контроля к «умному контролю», основанному на внедрении профилактики, риск-ориентированного подхода, элементов дистанционного мониторинга и цифровизации в работе контрольных (надзорных) органов.
Действительно ли так позитивно новый закон скажется на бизнесе? Вячеслав Белов обратил внимание на обратную сторону качественного межведомственного взаимодействия, которое предполагает 248-ФЗ. С нового года взаимодействие между государственными и контрольно-надзорными органами в основном будет требовать перехода к работе в информационных системах. Там будет происходить формирование запросов, получение информации, аналитика.Вячеслав Белов, вице-президент Пермской ТПП: «Новый закон был принят год назад и казалось, что у нас было достаточно большое время для вступления его в силу. Но не очевидно, что этого достаточно. Правовое регулирование кардинально меняется и в части уже с июля этого года. А что с 294-ФЗ? Очевидно, что он продолжает свою работу и в части он будет действовать до 31 декабря 2024 года. Текущий статус таков: мы живем с двумя федеральными законами и, если каких-то нормативно-правовых актов по 248-ФЗ нет, то мы руководствуемся правилами 294-ФЗ».
Ключевые нововведения«Для предпринимателя это значит, на мой взгляд, что значительно ускорится информационный обмен, повысится качество информации, используемой при проверках, а это увеличит риски предпринимателя при привлечении к административной ответственности, - опасается Вячеслав Белов. - Сейчас одно из общих правил привлечения к административной ответственности: если предприниматель не привлекался ранее к административной ответственности по этому нарушению, то предполагается смягчение. То есть штраф может быть заменен на предупреждение, при пограничных размерах штрафов он выписывается в меньшем размере. Сегодня ведомства часто не обладают информацией о принятых мерах в отношении проверяемых со стороны коллег. А с учетом межведомственного порядка возникают единые реестры, доступные всем надзорным органам. И если в законе не появится оговорка о смягчении наказания в случае не привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение, то наказание будет более серьезным».
Устанавливается приоритет профилактики при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Вводится линейка из семи профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит). Работа надзорных органов будет оцениваться на основе системы показателей результативности и эффективности, исключая количественные показатели, в том числе размер наложенных штрафов.
Создается единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в который включаются сведения о видах контроля, осуществляющих их контрольных (надзорных) органах и иные сведения.
Осуществление отдельных видов муниципального контроля или отдельных полномочий по его осуществлению в отдельных случаях может быть возложено на муниципальные учреждения. Это позволит привлекать подведомственные учреждения в условиях ограниченного ресурса самих органов местного самоуправления.
Главным инструментом контрольного (надзорного) органа является контрольно-надзорное мероприятие, которое представляет собой комплекс взаимосвязанных действий. Таких мероприятий предусмотрено девять: семь мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка) и два мероприятия без взаимодействия (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование).
Документооборот между надзорными органами и контролируемыми лицами планируется перевести на электронную платформу с возможностью подписания электронного документа со стороны контролируемого лица простой электронной подписью.
Государственный надзор будет осуществляться на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. В результате оценки рисков объекты государственного надзора разделяются на категории риска, установлена шкала категорий риска из 6 позиций.
Появление новых участников государственного надзора: свидетель и специалист.
Предусмотрено использование контролируемыми лицами на добровольной основе негосударственных форм надзора и независимой оценки соблюдения обязательных требований, которые исключают проведение плановых и внеплановых надзорных мероприятий по соответствующему предмету надзора. Гарантией устранения рисков причинения вреда (ущерба) является несение независимой организацией ответственности в случае причинения вреда (ущерба), что мотивирует ее к действенному осуществлению негосударственного надзора.
С полным обзором положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» можно ознакомиться в презентации (СКАЧАТЬ ФАЙЛ).