Ядром, объединяющим усилия множества государств по охране и защите интеллектуальной собственности, является Всемирная организация по интеллектуальной собственности (ВОИС). В 2007 году члены ВОИС разработали и приняли Повестку дня в области развития, которая предусматривала утверждение 45 рекомендаций и создание комитета по развитию и интеллектуальной собственности.Такой комитет был учрежден в 2008 году.
Он составляет программы работы для выполнения рекомендаций Повестки дня ВОИС в области развития. Здесь особое значение имеют национальные стратегии в области интеллектуальной собственности. ВОИС, как единый информационный центр, вырабатывает для них единую методологию.
По вопросу разработки долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности в Российской Федерации необходимо отметить целый ряд важных моментов.
Начнем с того, что предпосылкой к разработке долгосрочной государственной стратегии в этой области была и остается Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В ней существенное внимание уделяется вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности, ее места в формировании инновационной экономики, вовлечения в экономический и гражданский оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства, коммерциализации интеллектуальной собственности.
Впервые на федеральном уровне вопрос о разработке и принятии стратегии в области интеллектуальной собственности был поднят Торгово-промышленной палатой Российской Федерации 25 апреля 2012 года на первом заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при председателе Совета Федерации.
Эту инициативу поддержал Дмитрий Медведев, и к участию в разработке стратегии были привлечены дополнительно Минэкономразвития, Минобрнауки, Минкультуры, Роспатент и МВД.
Минобрнауки России опубликовал на своем сайте «Основные положения долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности». По сути, это официальный проект, над которым ведется дальнейшая работа. При подготовке основных положений также учитывались направления концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
К сожалению, основной предпосылкой разработки, принятия и реализации этой стратегии является то обстоятельство, что инновационная активность в России в последние годы существенно отстает от ведущих экономик мира.
По данным ВОИС, в 2012 году рост заявлений в национальные регистрационные органы по интеллектуальной собственности на патенты в отношении изобретений и полезных моделей во всем мире составил 9,2%, на регистрацию товарных знаков – 6%, на промышленные образцы – 17%. В национальное ведомство Российской Федерации по интеллектуальной собственности за этот же период поступило на 6,8% больше заявлений в отношении выдачи патентов на изобретения и полезные модели, чем в 2011 году.
Если обратиться к статистике Роспатента, то ситуация с подачей и регистрацией изобретений и полезных моделей не так уж плоха (динамика подачи заявок и выдачи патентов показывает относительный прирост). Однако если посмотреть на всю картину в целом, в особенности в сравнительном аспекте с развитыми государствами, то эти успехи кажутся относительными, зависящими от множества условий.
Что делать в ситуации, когда государство уже не в состоянии самостоятельно справиться с проблемой? Необходимо привлекать к ее решению высококлассных специалистов, обучать их, стимулировать их научно-исследовательскую деятельность грантами и иными мерами поощрения, а также привлекать бизнес-сообщество к вложению частных инвестиций в наукоемкую экономику и получению дохода за счет коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
У стратегии есть также и реальная цель – создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий. Следствием этого должно стать присутствие Российской Федерации на международных рынках наукоемких (высокотехнологичных) товаров и интеллектуальных услуг в определенных объемах.
Над основными направлениями стратегии параллельно с государственными структурами работало в 2012 году и ОАО «РВК». Его эксперты назвали вызовы, которые стоят перед Россией в области интеллектуальной собственности. К ним относится, в частности, патентная экспансия зарубежных стран в национальные экономики и российскую в частности. Это выражается в системе превентивных мер, обеспечивающих легитимное проникновение и закрепление на конкурентных рынках. Многие государства, так или иначе, имеют комплексную систему защиты от данного явления, включая меры обеспечительного и защитного характера.
Кроме того, зарубежные компании не жалеют средств для фиксации своего технологического лидерства на зарубежных и российском рынках. Это обусловлено активной правовой охраной их разработок. Процесс наглядно представлен в виде многочисленных отчетов и статистических данных о динамике подачи заявок и регистрации объектов интеллектуальных прав в ВОИС и национальных патентных ведомствах.
Ведущие мировые компании и корпорации формируют мощный портфель патентов, который позволяет вести внутрифирменные товарные поставки и закрепляет технологическую специализацию структурных элементов компании.
Это позволяет руководству компаний и инвесторам эффективно защищать свои вложения и максимизировать коммерциализацию имеющейся интеллектуальной собственности.
Из стратегии, подготовленной ОАО «РВК», можно сделать вывод, что малым компаниям не позволяет выйти на национальные или международный рынки патентная активность зарубежных компаний. А точнее, стагнация патентования отечественных результатов интеллектуальной деятельности или совсем малый ежегодный прирост российского патентного портфеля, а также высокая степень патентной монополии некоторых транснациональных компаний, которые владеют сотнями, а то и тысячами патентов. Любое нарушение их интереса может спровоцировать «патентные войны». И далеко не каждая российская компания способна противостоять подобному давлению.
С учетом высказанных соображений и нужно рассматривать предложенные направления совершенствования национальной системы управления (развития) интеллектуальной собственности. В частности, необходимость разработать основы внутренней и внешней государственной политики Российской Федерации в области интеллектуальной собственности, ее правовой охраны и защиты, совершенствовать национальное законодательство в этой сфере, развивать информационные технологии, совершенствовать экономику интеллектуальной собственности и управление ею, развивать инфраструктуру национальной системы интеллектуальной собственности.
Но общая цель принятия и реализации долгосрочной Стратегии остается неизменной. Это переход от ресурсно-сырьевой модели экономики к ее инновационному типу, когда существенную долю в ней занимает интеллектуальная собственность.
Для справки:
В структуру Пермской торгово-промышленной палаты входит Региональный центр интеллектуальной собственности (РЦИС). В составе РЦИС работают трое патентных поверенных Российской Федерации, что позволяет оперативно и на высшем уровне решать вопросы пермских предприятий, связанные с патентованием изобретений, полезных моделей, регистрацией товарных знаков, защитой других объектов промышленной собственности и авторского права, оформлением международных заявок, а также представительством в суде при нарушении прав владельцев объектов интеллектуальной собственности.