<br><br>(Комментарий закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности). <br> <br>17 января 2007 года Госдума приняла закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Как сообщил Ю.А.Барзыкин, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, законопроект направлен на совершенствование государственного регулирования туристской деятельности, гарантий защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 01.01.2007 лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. <br> <br> <br>В качестве способа защиты прав потребителей предлагается ввести механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора. <br> <br>Финансовое обеспечение не потребуется для турагентской деятельности, организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач. <br> <br>Основаниями для осуществления выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора. К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта отнесены: неисполнение обязательств по оказанию туристу входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению, наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта. <br> <br>Выплаты туристу могут производиться и без судебного решения. На механизмы страхования гражданской ответственности и банковскую гарантию получены положительные заключения ряда крупнейших страховых компаний и Ассоциации российских банков. <br> <br>В законе предусмотрен "Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта", который разрабатывается в настоящее время Ростуризмом и должен быть утвержден к моменту вступления закона в силу - к 1 июня 2007 г. <br> <br>Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму последовательно выступал за оптимизацию размеров финансового обеспечения, чтобы максимально учесть мнения всех сторон. Отклонены все предложения по введению депозита, поручительства, залога, а также все поправки по увеличению размеров финансового обеспечения, что могло отрицательно сказаться на развитии рынка туруслуг. <br> <br>Удалось снизить размер финансового обеспечения для внутреннего туризма с 1 млн. до 500 тыс. рублей по предложению депутатов партии "Единая Россия". Для международного туризма по предложению Государственно-правового Управления Президента РФ введен переходный период с 1 июня 2007 года по 1 июня 2008 г., когда размер финансового обеспечения для международного туризма уменьшится в 2 раза и составит 5 млн. рублей. <br>В соответствии с Постановлением Государственной Думы, принятым в январе 2005 г. после известных трагических событий в Юго-Восточной Азии и касающееся безопасности российских граждан за пределами Российской Федерации, в законе определены меры по обеспечению безопасности туризма. В том числе по информированию туристов об угрозе безопасности туризма в стране (месте) временного пребывания и расторжения (изменения) договора о реализации туристского продукта в случае возникновения угрозы безопасности. <br> <br>В понятие туристской индустрии добавлены объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, операторы информационных систем, а также организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Упрощаются квалификационные требования к руководителю туроператора, гиду-переводчику, проводнику. Уточнено определение социального туризма - это туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. <br> <br>В государственное регулирование туристской деятельности вернулись понятия разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма, что даст возможность развивать эту сферу за счет поддержки государства. <br> <br>Закон значительно доработан с учетом замечаний и предложений Государственно-правового Управления Президента РФ, Ростуризма, Торгово-промышленной палаты РФ, Российской Академии наук, государственных органов власти субъектов РФ, Российского Союза туриндустрии, страховых компаний, Ассоциации российских банков, общественных организаций и представителей турбизнеса. Все это дает возможность формирования механизмов экономической ответственности на туристском рынке и обеспечения защиты прав потребителя туруслуг. Этот закон не решает всех проблем развития туриндустрии, и необходимо дальнейшая совместная работа по совершенствованию законодательства в этой сфере. С этим согласились как сторонники законопроекта, так и их оппоненты. <br> <br>Закон направлен в Совет Федерации, а после одобрения будет представлен на подписание Президенту РФ.
ИНФОРМАЦИЯ И КОНСУЛЬТАЦИИ
• Защита прав и законных интересов потребителей туристских услуг после прекращения лицензирования турагентской и туроператорской деятельности
21 февраля 2007