Сегодня, 11 декабря 2014 года, губернатор Пермского края Виктор Басаргин выступил с ежегодным посланием Законодательному Собранию Пермского края. В числе приглашенных на мероприятие был президент Пермской торгово-промышленной палаты Марат Биматов. Публикуем полный текст послания:
Уважаемые депутаты, уважаемые гости, уважаемые земляки!
В этом году мы разделили отчет Правительства края и послание Законодательному Собранию - с тем, чтобы мы могли обсудить участие Пермского края в решении задач, поставленных Президентом России в своем Послании Федеральному Собранию, и незамедлительно выйти на согласованную программу Правительства края, администрации губернатора, законодательных органов и органов местного самоуправления по реализации Президентского Послания. Очевидно, что работу нам предстоит вести в принципиально новых условиях. В этом году Пермский край, как и вся Россия, принял жесткие вызовы, связанные с новой попыткой переустройства мира.
Санкции, война в братской Украине вошли в наш край разрывом связей с давними партнерами. Жители Прикамья приняли гуманитарную ответственность перед более чем 4 тысячами жителей Украины, которые нашли убежище в Пермском крае. Нашими земляками было собрано почти 20 тонн вещей для беженцев. И это — не считая поддержки наших промышленных предприятий. Немало пермяков приютило незнакомых людей, которые нуждались в помощи. Сегодня многие из приехавших становятся нашими согражданами и связывают свою судьбу и судьбу своих детей с Пермским краем. Я хотел бы искренне поблагодарить всех наших земляков за лучшие человеческие чувства и качества, которые проявились предельно ярко. Спасибо вам огромное!
Жизнь продолжается, но сегодняшний день кардинально иной, нежели мы рассчитывали хотя бы год назад. Только от нас и наших усилий зависит, как будем жить дальше.В каждой проблеме — видеть задачу. В каждой такой задаче не просто находить решение, а открывать для себя новые возможности.
Не считаю, что нам перекрыты пути развития. Напротив - открыты иные, новые факторы роста. Пермский край имеет колоссальный промышленный потенциал. В первую очередь, он в высоких технологиях, в несырьевых производствах — за несколько последних лет мы вышли здесь на рост, значительно опережающий среднероссийский уровень. За нынешний год это плюс 8% — мы в числе первых среди крупных промышленных регионов. Причем подчеркну: этот рост обеспечен не сырьевой, а обрабатывающей сферой — она по итогам года выходит на рост в 11%.
Сегодня к нашему опыту начинают присматриваться другие регионы. Только вчера об этом шла речь на совещании, которое проводил у нас помощник Президента Игорь Евгеньевич Левитин.
С 2012 года в экономику региона вложено почти 500 миллиардов рублей! Введено самое мощное в стране производство новейшего оптоволокна - завод Инкаб, реализуются проекты «Еврохима» и «Редуктора-ПМ», готовятся к модернизации Лысьвенский и Чусовской металлургические заводы. В прошлом году мы отмечали рекордный объем инвестиций, в нынешнем тренд сохранился — мы имеем рост почти 2% в сопоставимых ценах. Многие еще не осознали этого и по привычке продолжают считать Пермский край догоняющим регионом. Пора менять эти привычки! Эти факты и объективные цифры - тот запас прочности, который мы должны конвертировать в дальнейшее развитие в новых условиях.
Возможное снижение иностранных инвестиций не является драматичной утратой. Есть иные инструменты, которые позволят нам смягчить негативные последствия и найти новые факторы роста, не связанные с санкционными ограничениями.
Это не рецепт из серии «пять простых шагов, которые существенно изменят ситуацию». Давайте честно: нет таких рецептов. В первую очередь, важна работа каждого из нас, каждого жителя Пермского края на своем рабочем месте, каждого предприятия, каждой компании. И конечно, предельно важно продолжать системные изменения в экономике и управлении.
Сейчас, после Послания Президента, где был сделан акцент на необходимости новых подходов в профессиональном образовании, в подготовке инженерных кадров, уже ни у кого не остается сомнений в важности и актуальности наших недавних шагов в этом направлении. В ноябре провели в Перми первый российский Инженерно-промышленный форум. Кто-то попытался упрекнуть нас в том, что, дескать, это недостаточно модная тема, недостаточно яркая. Специально остановился на этом примере, чтобы четко объяснить свою позицию. Никогда не ориентировался на красивые «фантики», и в дальнейшем не планирую. Да, ими можно увести общественное сознание в сторону от важных и тяжелых проблем, но это рано или поздно заканчиваются отставанием в системообразующих сферах. В сегодняшней напряженной экономической ситуации настоятельно рекомендую забыть про сиюминутные амбиции, про внешнюю привлекательность принимаемых решений. Ориентир и критерий — один: эффективность для реальной жизни жителей края.
Поэтому, возвращаюсь к теме образования — мы будем расширять все начатые практики. Система многофункциональных центров прикладных квалификаций для подготовки специалистов рабочих профессий, которую мы начали выстраивать год назад — эту работу продолжаем в полном объеме. 6 наших средних специальных учебных заведений уже получили статус федеральных инновационных площадок. Фактически, сегодня, в масштабах России, Пермский край возглавил это движение, наш опыт признан на всех уровнях и перенимается другими регионами. Стержнем дальнейшей работы вижу профориентацию с самых ранних этапов обучения. И она должна быть глубоко увязана с приоритетами развития региона. Эту работу будем стимулировать — и материально, и организационно.
Кроме того. Система обучения должна стать эффективным социальным лифтом для молодых людей — одаренных, талантливых, которые умеют упорно трудиться. Поручаю Правительству в ближайшее время завершить все начатые проработки и утвердить полнообъемную систему мер, стимулирующую в регионе развитие экономики знаний и навыков.
Еще одна базовая ценность Пермского края — наша высшая школа. В нынешнем году в совместные проекты с вузами мы вложили 280 млн. рублей. Наши соседи – другие регионы удивляются такому объему финансирования вообще-то федеральных обязательств. В преддверии столетнего юбилея пермского высшего образования — эту дату мы будем отмечать вместе с нашим классическим университетом и медакадемией — регион берет на себя серьезные обязательства по улучшению условий учебного и научного процесса, привлекает возможности Федерации, в том числе для строительства новых объектов.
Отдачей этих вложений вижу не только качественное образование, но и в новые конкурентные технологии для внедрения в реальное производство здесь - в Пермском крае.
Перед нами стоит задача продолжить стратегию импортозамещения и «перелива» высоких технологий в гражданский сектор. Этот процесс уже начался. Самые яркие примеры – работа над новым авиадвигателем ПД-14 и газотурбинная кооперация. Мы приложили усилия, чтобы развить ее на предельно конкурентном, во многом закрытом рынке. В мае на Петербургском форуме мы с Алексеем Борисовичем Миллером подписали «Дорожную карту» по сотрудничеству «Газпрома» и Пермского края. Новость последних дней - «Авиадвигатель» получил заказ на поставку газотурбинных установок «Газпрому». Раньше поставщиками такого оборудования были немецкие компании. И причина успеха не в санкциях, а в качественно лучших характеристиках нашей продукции.
Это еще одно подтверждение эффективности совместной работы ряда наших предприятий и вузов, их научной и конструкторской работы. Поручаю Правительству в течение первого полугодия разработать программу мер по укреплению таких внутрирегиональных кооперационных связей. Власть должна стать активным модератором этих процессов. А их участниками – как крупные предприятия, так и компании малого и среднего бизнеса.
Знаковым направлением развития реального сектора мы определяем формирование кластеров. Сегодня мы вошли в реализацию проекта Технополиса «Новый Звездный», «Фотоники» – яркого примера нового технологического уклада. Вчера на переговорах с корпорацией «Ростех» мы получили подтверждение, что здесь, на пермской базе будет продолжена работа по созданию кластера порохов и специальной химии, в которую вольются предприятия Татарстана и Подмосковья. В ближайшее время мы намерены принять региональную стратегию кластерного развития. Реализация только задуманных проектов – это создание свыше 3 тысяч современных, высокопроизводительных рабочих мест.
Кроме того, Президент России обозначил запуск в 2015 году программы компенсации расходов регионов на создание индустриальных парков. Полагаю, у Пермского края есть все предпосылки стать участником этого процесса. Рассчитываю здесь на активную позицию членов краевого Совета директоров, ТПП края вместе с которыми мы выстраиваем сегодня промышленную политику региона.
Значительные резервы развития реального сектора мы видим в кардинальном изменении ряда институциональных условий, в реформировании административно-экономического каркаса. Надо честно определить, с одной стороны, главные зоны неэффективности, а с другой — приводные механизмы развития.
Приведу пример из смежной отрасли, но крайне показательный. В прошлом году, впервые за 20 с лишним лет мы перешагнули отметку в 1 млн. квадратных метров жилья. В нынешнем выйдем за 1 млн. 100 тысяч метров. И это все — не финансовые вливания, а создание новых условий для работы. Но даже такой результат, не считаю окончательным. Вдумайтесь: от начала выделения земельного участка до процесса строительства может уходить до полутора лет. А в разных территориях срок этих процессов может отличаться до 10 раз! Особенно это касается краевого центра. Резервов, как сократить сроки и упростить механизмы — масса. И не надо уповать на то, что мы выглядим очень неплохо относительно среднероссийского уровня!
Поручаю Правительству вместе с местными властями и независимыми экспертами провести комплексный аудит всех регламентов градостроительной деятельности в территориях. Обращаю внимание: аудит не на уровне теории, а проанализировав конкретные, реальные проекты строительства «от» и «до». И создать на его основе исчерпывающий, закрытый перечень необходимых процедур. Подчеркну: он должен быть еще более сжатым, чем аналогичные федеральные правила. То же касается регламентов и предельных сроков подключения строящихся объектов к инженерным сетям. Цель - сократить время прохождения административных процедур на треть. Такие изменения позволят увеличить объемы строительства не менее чем на 20%.
Инвесторы уже оценили наш опыт по закреплению чиновника в качестве проект-менеджера со стороны Правительства. И речь идет не о лоббировании. Эффективнее всего административные барьеры устраняются, когда чиновник познает их на собственном опыте. Этот подход необходимо распространить на уровень муниципалитетов.
Кроме того, со стороны краевых властей должна быть организована помощь органам местного самоуправления по внедрению муниципального инвестиционного стандарта. Сегодня он установлен уже в 13 территориях, задача — выйти на весь край.
Мы просто обязаны обеспечить себе достойное место среди российских регионов с точки зрения инвестиционной привлекательности. В следующем году на федеральном уровне будет формироваться Национальный рейтинг инвестиционного климата. И он должен показать потенциальным инвесторам Пермский край как территорию, где можно успешно развивать бизнес.
Сделаю отдельный акцент на том, что инструменты поддержки должны быть в равной степени доступны не только для крупных предприятий, но и для малого и среднего бизнеса. Этот сектор у нас тоже начал показывать рост. В нынешнем году в поддержку 400 предпринимательских проектов краем было вложено 200 млн.рублей. Несмотря на напряженность бюджета, такие вложения будут продолжаться — это инвестиции, я считаю, с очень высокой степенью доходности: и экономической, и социальной.
В продолжение мер поддержки предпринимательства, озвученных Президентом в Послании Федеральному собранию, ставлю перед краевым Правительством и перед руководителями всех наших территорий задачу уже к следующему бюджетному циклу максимально расширить возможности применения патентной системы налогообложения, разработать корректирующие коэффициенты в зависимости от территории осуществления предпринимательской деятельности, усовершенствовать систему по единому налогу на вмененный доход.
Региональная налоговая система Прикамья будет развиваться в русле поставленных Президентом задач «стабильного законодательства и предсказуемых правил». Мы, как и планировали ранее, сохраним политику налоговых льгот. Но только для тех, кто инвестирует средства в развитие производства, в модернизацию основных средств. Эта льгота должна стимулировать бизнес к вложениям в край, к развитию именно здесь. Это должна быть такая же политика в отношении инвестиций, которую сформулировал Президент в его Послании Федеральному Собранию — не вывоз капитала, не вывоз прибыли и накоплений, а инвестирование в свою территорию. Рассчитываю, что и предпринимательское сообщество, и краевые власти, включая Законодательное Собрание, смогут консолидировано доработать политику этой льготы в интересах Пермского края.
Следующее направление инвестиционного развития, в которое мы также начинаем активно входить — это проекты на принципах государственно-частного партнерства.
Здесь у нас тоже уже имеется положительный опыт, поэтому задача — расширить использование государственно-частного партнерства от единичных проектов до регулярной практики. И сделать это предстоит в рамках регионального закона о ГЧП, который необходимо разработать и принять. Опыт, который необходимо учесть при разработке такого закона, у нас уже есть.
Мы начинали с объектов в социальной сфере – поликлиник, детских садов. Теперь перешли к масштабным инфраструктурным проектам.
Яркий пример — проект оптимизации схемы теплоснабжения Закамского теплового узла, который обслуживает 138 тысяч человек. В результате его реализации износ инфраструктуры и потери тепла должны быть снижены в 2 раза, а экономия в потреблении достичь 20%. При этом соотношение частных и бюджетных инвестиций — 4 к 1, или 1 млрд 600 млн рублей средств инвестора на 400 млн рублей с нашей стороны. Этот проект должен стать типовым решением для оптимизации теплоснабжения по всей стране. И это — не просто экономические выгоды для производителя тепла. Главная цель, которую мы преследуем в таких проектах — чтобы для каждой семьи в сумма в квитанции на квартплату становилась как можно меньше.
Два дня назад состоялся пуск Комплекса сжижения природного газа в Карагайском районе. Его мы реализовали вместе с «Газпромом» — это первый подобный объект в России. Сейчас ведем переговоры по строительству второго завода в Кудымкарском районе. Это кардинально новая схема решения вопросов газоснабжения небольших населенных пунктов. Просто для понимания – каких объемов достигло сотрудничество с Газпромом: в этом году концерн инвестировал в объекты к Пермском крае более 15 млрд рублей! Это к вопросу об эффективности налоговой льготы. Начинается строительство газопроводов в Верещагинском, Еловском, Уинском,Чайковском, Бардинском и Ординском районах. Отмечу, что с окончанием календарного года Соглашение с Газпромом не завершается. Мы буквально позавчера еще раз подтвердили все наши договоренности. Сегодня у края есть шанс кардинально изменить ситуацию с газоснабжением.
Сейчас мы входим в еще один проект по схеме государственно-частного партнерства — строительство обхода города Чусовой и моста через реку Чусовую. Мы должны начать его реализацию уже в 2015 году. Это этап развития национального транспортного коридора Томск – Сургут – Ханты-Мансийск – Ивдель-Чусовой, который проходит по Пермскому краю и далее на Санкт-Петербург Уникальный маршрут – он снимет нагрузку на другие широтные коридоры. Проекты, в которые мы сейчас входим, «расшивают» самые узкие места на этом маршруте. И платный проезд по новым участкам — а именно в нем заложена суть данного проекта по принципам ГЧП — цена этого проезда совершенно копеечна в сравнении с экономическим эффектом для каждого пользователя маршрута.
Помимо эффекта от фактически новой дороги проект дает Пермскому краю возможности развития логистического бизнеса и сопутствующей инфраструктуры. Мы получим мощный транзитный транспортный поток —даже сегодня, всего через год после открытия этого коридора, интенсивность движения превышает 32 тысячи автомобилей в сутки. И это — на автодороге плановой мощностью в 6 тысяч автомобилей.
На прошлой неделе в Москве обсуждали эту тему с федеральным министром транспорта. Принято решение о том, что федерация вместе с нами войдет в этот проект на принципах ГЧП. Основной инвестор будет отобран на конкурсе, подготовка к которому завершается. Ряд инвестиционных компаний уже выразили свою заинтересованность.
Повторюсь: механизмы государственно-частного партнерства должны перестать восприниматься как диковинка, они должны стать для нас повсеместной практикой. Тем более в период бюджетных ограничений. Поэтому поручаю Правительству в течение 3 месяцев провести анализ инвестиционных проектов и определить те, которые имеют потенциал для реализации на принципах ГЧП.
Еще один механизм инвестиционного развития — принципиально новый — был озвучен Президентом в его Послании. Условием докапитализации системообразующих банков страны он поставил кредитование ими проектов реального сектора экономики под доступные проценты. Прошу правительство края совместно с бизнес-сообществом в кратчайшие сроки представить перечень инвестпроектов, которые могли бы войти в реализацию через докапитализацию конкретных банков. Давайте пытаться использовать этот ресурс.
Но вернемся к теме дорожного строительства. Сегодня я вижу здесь ряд резервных возможностей.
Во-первых, сегодня весь транспортный налог полным рублем уходит в местные бюджеты. Очевидно, что это целевые деньги, которые должны вкладываться именно в дорожное строительство и ремонты. На практике же многие наши территории этими средствами решают иные проблемы — а по поводу дорожных работ приходят в правительство со словом «дай».
Не принимается.
Давайте определимся на берегу: край вкладывал и будет вкладывать средства в муниципальные дороги. Но это должно быть не замещение одних денег другими, а сложение средств. Тем более, что в отличие от краевого бюджета, бюджеты территорий практически все приняты без дефицита. Прошу Правительство обеспечить мониторинг исполнения дорожных статей бюджета по всем территориям края. Это, во-первых.
Во-вторых, сегодня подрядчики работают по принципам еще советской организации работ. Мы уже обсуждали с коллегами: есть новые технологии — строительства и ремонта. Те же способы горячей регенерации покрытия, организация работ по принципу комбайна. Эти методы обеспечивают кратно более низкую стоимость и сжатые сроки! Эффект до 4 раз! Давайте ориентироваться на них, на повышение эффективности.
И еще один важный момент с точки зрения строительства и эффективности. Президентом поставлена задача создать систему единого технического заказчика на объекты капитального строительства, которые финансируются из федерального бюджета. Это, что называется, жизнью и опытом продиктованная необходимость. На уровне Пермского края необходимость создания аналогичной системы единого заказчика назрела в не меньшей степени. Этот принцип должен быть реализован применительно ко всем объектам, что строятся на средства краевого бюджета. Причем, помимо строительства, считаю необходимым расширить краевую систему единственного заказчика и замкнуть на нее также капитальные ремонты и реконструкции наших объектов. Поручаю Правительству разработать соответствующие предложения.
Также в следующем году нам предстоит завершить еще одну масштабную программу централизации — расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Я говорю о краевом расчетно-кассовом центре. Сегодня на централизованную оплату услуг ЖКХ перешли уже две трети жителей края. В территориях, где раньше собираемость платежей годами не превышала 70-80%, она выросла до 90-97%. Это во-первых. Во-вторых, все положенные деньги стали доходить до поставщиков услуг. Полным рублем. Система стала полностью прозрачна и для нас, и для производителей энергоресурсов. Задача системы единого РКЦ на ближайший год — увеличить охват жилого фонда до 98% домохозяйств. Полагаю, завершив эту работу и введя систему лицензирования управляющих организаций, мы перевернем страницу истории, когда система ЖКХ была одной из самых криминализованных, а деньги населения оседали в карманах различных коммунальных деятелей.
Еще раз акцентирую внимание на том, что деятельность по лицензированию управляющих компаний должна проходить в прямой координации с правоохранительными органами. Задача — не просто перекрыть доступ на этот рынок всем недобросовестным игрокам, но и в случае выявленных злоупотреблений заставить возместить ущерб.
Это тем более актуально, что мы входим в реализацию региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, а это ни много, ни мало — 15 тысяч домов. Мы входим в реализацию федерального закона о Капремонте. Здесь — две главные цели. Во-первых, аккумулирование и накопление средств жителей, безопасное и защищенное с точки зрения любых рисков. Во-вторых, должен быть обеспечен кардинально иной уровень качества выполняемых работ. Люди должны ощущать реальный результат этой работы и понимать, на что идут их деньги. Считаю, что задача будет выполнена, если очередной капитальный ремонт, как это говорят, «продержится» 35-40 лет. Технологии для этого есть.
Сегодня ряд управляющих компаний организует собственные фонды накопления средств капитальных ремонтов. Пытаются оставить деньги населения в собственном управлении. Да, с точки зрения закона это возможно. Но надежность и порядочность многих таких фондов, мягко говоря, вызывает сомнения. Мы эти риски видим. И если Пермский край гарантирует и подтверждает надежность краевого Фонда капремонта, то относительно иных фондов с гарантиями сложнее. Конечно, право выбора остается за жителями. Но и все риски — тоже.
Относительно же краевого Фонда капремонта буду требовать, чтобы он не оставался «вещью в себе». Отдельное поручение — обеспечить доступность механизмов общественного контроля за деньгами, собранными собственниками каждого конкретного дома. Советы собственников жилья, комитеты территориального общественного самоуправления и аналогичные общественные институты должны иметь возможность постоянного контроля за деньгами населения. Жду от министерства информационного развития и связи создания портала для участников системы капительного ремонта по аналогии с порталом «Открытый бюджет», где бы каждый собственник жилья мог видеть информацию по своему дому - какие деньги собраны, на какие цели и когда они направляются.
В завершение темы еще один вопрос — ликвидация ветхого и аварийного жилфонда. В нынешнем году мы вошли в реализацию единой адресной программы по переселению из аварийного жилого фонда. На первый этап, на 2014 год, мы ставили задачу переселить 2600 жителей края. Этот план сейчас близок к завершению. На следующий год я ставлю задачу расширить эту программу на все 48 наших муниципалитетов. Намеченный план по переселению 3,5 тысяч человек должен быть выполнен безоговорочно — слишком застарелая и болезненная проблема, люди, честно скажу, уже устали ждать!
В прошлом месяце мы, наконец, поставили точку во всех вопросах, связанных со строительством жилья в Березниках. Летом первые два дома должны быть сданы, все препятствия для этого сняты. Люди получат новое жилье по принципу «метр-в-метр», что особенно важно. Подойти к этому решению было довольно сложно — стандартной является практика нормативного предоставления жилья. Но предложить шахтеру, который честно заработал свою квартиру, из трехкомнатной квартиры переехать в однокомнатную, по нормативу, — согласитесь, неправильно. Сейчас мы сняли этот вопрос.
Отдельно остановлюсь на отраслях, которые традиционно играли важную роль в Пермском крае, но всегда считались проблемными.
Сегодня мы активно стали осваивать лесную отрасль. Впервые за долгий период видим серьезное увеличение объема лесозаготовок. Задача сейчас в обеспечении сбалансированного развития по всем направлениям и более полном использовании потенциала лесопромышленного комплекса, для чего необходимо привлечь на 2015 год еще не менее 2 крупных инвесторов.
Интересный проект сейчас будет реализовываться в Красновишерском районе — глава собрал нескольких бизнесменов, причем, из разных территорий — и организовал их на развитие серьезного перерабатывающего производства. Предприниматели вскладчину вошли в критерии нашего краевого закона по освоению лесов — минимальный объем инвестиций 300 млн.рублей — и теперь должны получить лес: без аукциона, по цене в два раза дешевле базовой ставки. Их производство предусматривает глубокую переработку леса по нескольким направлениям — вплоть до переработки отходов. Именно на такие проекты мы и рассчитывали, принимая наш закон.
Следующая большая тема — сельское хозяйство.
Коллеги, давайте честно признаем: на протяжении очень длительного периода эта отрасль в Пермском крае была не то что не в приоритете — ей вообще занимались по остаточному принципу. Я понимаю, что мы — не Кубань, но тем не менее есть масса возможностей и технологий для развития сельского хозяйства и в нашем климате. Было бы желание. И те результаты работы, которые мы видим всего по прошествии двух лет пристального внимания к отрасли — это лучший аргумент активно развивать краевой сельскохозяйственный сектор.
В нынешнем году мы увеличили объем господдержки села — с 2,5 до 3 млрд. рублей. Из федерального бюджета привлекли 377 миллионов — это вдвое больше, чем годом ранее, на устойчивое развитие села. Производителям, строящим жилье и занятым газификацией на селе, стала возмещаться половина затрат. Включили в госпрограмму покупку современной техники по лизингу и возмещение вложений на газификацию производств.
На фоне нашего внимания к отрасли начал увеличиваться объем частных инвестиций — в нынешнем году они выросли на 10%.
Эффект очевиден — мы возобновили рост сельхозпроизводства Задача ближайшего года — сохранить взятый темп. И если говорить, например, о мясном животноводстве, то за год поголовье мясных пород, должно увеличиться с 10 до 13 тысяч голов. Аналогичная задача по всем направлениям сельского хозяйства.
Достичь этого можно через реализацию проектов комплексного развития. Сегодня мы вошли в несколько таких проектов, в разных территориях края — поручаю Правительству обеспечить им сопровождение не только на уровне профильного министерства, но и по всем направлениям — от подключения к энергосетям до работы по привлечению ресурсов. Задача — в течение двух лет, реализовав эти проекты, нарастить валовый объем мясного и молочного производства в Пермском крае минимум на 20%. Задача напряженная, но абсолютно реальная.
Сфера сельского хозяйства напрямую связана с политикой импортозамещения, рынок сейчас открыт, не использовать эти возможности непозволительно. Мы обсуждали с коллегами из Правительства механизмы, как этого добиться даже в условиях дефицита средств.
Во-первых, переориентирование с так называемой текущей поддержки на инвестиционную. Сегодня соотношение этих средств — 60 на 40 процентов. В следующем году оно должно поменяться и стать 40 на 60. 40% — текущие меры, 60% — инвестиционные.
Во-вторых, поручение Минсельхозу: разработать типовые, унифицированные проекты животноводческих комплексов разной мощности. В следующем сезоне мы должны начать тиражирование этих типовых решений по территории края. Все ресурсы для этого есть.
В нынешнем году Пермский край стал первым в Приволжском округе и пятым в России по привлечению федеральных средств на гранты для так называемых «семейных ферм» — до семи млн. рублей, и гранты начинающим фермерам — по полтора миллиона рублей. Более чем востребованные меры поддержки, и эффект от них, отдача - колоссальные. Эта работа должна быть продолжена. В ближайшее время необходимо завершить наши предварительные наработки по увеличению объемов федеральной поддержки на эти цели. Мы рассчитывали выйти на сумму в 450 млн рублей — то есть, вырасти почти на 20% по сравнению с нынешним годом. Надо добиваться.
В третьих, у аграриев не должно быть проблемы сбыта. Это касается, в первую очередь, выхода в местные торговые сети. Задача — сформировать площадки, построить мостики, связывающие производителя и торговую сеть. Выстроить эти отношения на принципах кооперации нескольких хозяйств. Эта потребность одинаково ощущается с обеих сторон — мы уже видим примеры, когда крупные сети организуют у себя целые отделы местной фермерской продукции. При этом берут на себя дополнительные работы, фактически, инициируя процессы кооперации. То есть, очевидна не только потребность в такой работе, но и реальные способы решения проблемы. Надо работать!
Следующий шаг - отношения с госорганами. Не будем лукавить: часто проще поставлять продукт не в торговую сеть, а посреднику. Во время выездов в территории много общаюсь с небольшими производителями, знаю ситуацию изнутри. Поэтому — поручаю Правительству: те механизмы получения разрешительных документов, которые зависят от нас — мы уже упрощали их, но прошу еще раз отревизировать все процедуры. Меняется законодательство, меняются нормы и регламенты — проверьте. Все, что может быть упрощено, должно быть упрощено. Но главное: прошу войти в плотную работу с местными подразделениями федеральных органов — ну согласитесь, когда клеймо на тушке кролика обходится фермеру в те же деньги, что клеймо на туше коровы — это, как говорится, ни в какие ворота! Органы Правительства должны взять на себя функции модераторов в решении этих вопросов.
Повторю цель, о которой говорил в начале выступления. Сегодняшняя санкционная политика во многих отраслях может быть использована как мощный драйвер развития местного производства. Сельское хозяйство — едва ли не самая благодатная отрасль в этом плане! И не рост цен должен быть основным следствием санкций, а развитие собственного производства и импортозамещение. Мы должны сделать все, чтобы к моменту прекращения санкций большинство мест на полке продуктового магазина было прочно занято продуктами с надписью «Пермское».
Уважаемые коллеги,
Перейду к следующему блоку вопросов — к социальной сфере. Начну с того, что край в полной мере сохраняет все взятые на себя социальные обязательства. По росту зарплат педагогов и мастеров профобразования, научных сотрудников и врачей Пермский край занимает второе место в Приволжском федеральном округе. По росту зарплат медперсонала и социальных работников — первое место. Положения «майских указов» Президента исполняются в полном объеме.
Но сегодня я хочу рассмотреть социальную сферу под несколько иным углом. В нынешнем году доля социальных расходов в бюджете составила 70%. В следующем - 80%.
Вопрос в отдаче этих средств. В эффективности.
От так называемых «тучных лет» нам досталась в наследство одна весьма странная привычка. Просто затыкать любую возникающую проблему деньгами. Не задумываться об эффективности, о целесообразности, не пытаясь искать альтернативные варианты.
Приведу пример. Цена одного места при строительстве детских садов в различных территориях края может отличаться в 2,5 раза! Только за последний месяц пришлось «развернуть» у муниципалитетов три предложения по покупке зданий для детских садов. Цена одного места в них доходила бы до миллиона двухсот тысяч рублей! При том, что есть проекты с ценой в 400 тысяч. И это только то, что мы видим — а именно, объекты, в которых предполагалось краевое софинансирование.
В рядовых, в менее заметных вопросах таких примеров — масса, когда эффективность расходования средств как минимум вызывает вопросы. Одно решение, с точки зрения краевых средств, я уже обозначил — создание системы единого заказчика. Сразу же сформулирую еще одно поручение в этой связи: утвердить предельные нормы по всем социальным объектам. И для этих объектов — типовые перечни услуг, на которые они рассчитаны.
В итоге отраслевое министерство должно формировать техзадание, а дальше вся работа — уже ответственность и задача единого заказчика.
Далее. У нас есть система оценок фактических результатов деятельности по любому направлению. Нашей программой социально-экономического развития обозначены 900 показателей, по которым идет оценка результатов. У нас есть плановые финансовые ресурсы для выполнения тех или иных мероприятий. Но все критерии оценки эффективности расходования бюджетных средств основываются на формальных признаках. Да, это требования закона, теоретически этого достаточно.
Тем не менее, предлагаю расширить эту практику. Поручаю Правительству разработать критерии оценки именно управленческой эффективности тех или иных решений. Подчеркиваю: не формальные критерии, а исходя из управленческой целесообразности. Главная цель — чтобы два слова, «рачительный» и «чиновник», начали встречаться в одном предложении.
И давайте уйдем от привычки мерить успешность социальной сферы объемом денег, которые в нее вкладываются. Цель — и в образовании, и в здравоохранении, и в культуре, и в спорте — не потратить деньги, а решить ряд задач и потребностей населения. Люди должны видеть и на себе ощущать изменения к лучшему в работе наших учреждений социальной сферы. Именно это я подразумеваю под понятием эффективности.
Как проводить оценку давно понятно. В прошлом году два российских региона — Пермский край и Республика Башкортостан — вошли в проект независимой экспертизы работы учреждений здравоохранения, вошли как пилотные площадки. Опыт был признан успешным, с нынешнего года федеральный Минздрав распространил эту практику на всю Россию.
Сейчас по заказу краевых властей некоммерческой экспертной организацией проводится очередная оценка качества работы здравоохранения. Она затрагивает все государственные медицинские учреждения Пермского края, всего более 200 больниц и поликлиник. Оцениваются именно потребительские качества: доступность и комфортность условий получения услуг, доброжелательность персонала, информационная открытость.
Поручаю Правительству распространить такие практики оценки деятельности на все наши учреждения, на все сферы. Институты гражданского общества должны стать равноправными партнерами специалистов правительства в оценке работы наших структур. А руководители ведомств должны лучше слышать и понимать позицию граждан.
Кроме того, поручаю продолжить работу по повышению прозрачности механизма оплаты труда руководителей социальных учреждений. Проверки показали, что в ряде учреждений до 60% расходов шло на содержание управленческого аппарата, в ущерб тем, кто действительно помогал людям.
Возвращаясь к теме здравоохранения. За два последних года в системе сделано столько же, сколько за 10 предыдущих лет.
За последние годы финансирование территориальной программы выросло на 89%, до 12 тыс. рублей на человека. Только в этому году этом году мы вводим Верещагинскую районную больницу, открываются педиатрический комплекс и детская поликлиника в Перми, пристрой к радиологическому корпусу краевого онкодиспансера.
Обновлен парка машин «скорой помощи», расширяется сеть мобильных ФАПов. Заработала система телемедицины. Решается проблема кадров. В нынешнем году число желающих учиться в Пермской медакадемии в рамках целевого набора составило 545 человек при квоте в 208 мест, а 300 выпускников вузов пришли работать в больницы.
В планах следующего года — завершение строительства первой очереди районной больницы в Юрле, кожно-венерологического диспансера в Кудымкаре, лечебного корпуса районной больницы в Уинском. Откроем хирургический корпус в Березовке и станцию скорой помощи в Чайковском. Будет построен 21 ФАП.
Пансионат «Энергетик» будет перепрофилирован в госпиталь ветеранов войн, с расширением его реабилитационной базы. Будет выполнен капитальный ремонт, а по сути реконструкция операционного блока в Кунгурской больнице для формирования на ее базе межрайонного хирургического центра. Войдем в строительство психиатрической и инфекционной больниц в Перми.
Мы вправе ждать результата не только в виде улучшения медицинских показателей — здесь успехи очевидны. По младенческой смертности в этом году опустимся до уровня 7,9 — против 8,5 в прошлом году. Специалисты понимают, насколько это ощутимая разница. То же самое касается общей смертности — предполагаем по итогам года выйти на уровень 13,8 против 14 в прошлом году. До 70,2 года выросла продолжительность жизни.
Однако ситуация должна меняться и с точки зрения населения, и самих врачей. А вот в этом движение пока далеко не пропорционально вложениям.
Отсюда еще одна тема, на которую я прошу обратить внимание — политика оказания помощи. Анализ показывает, что 16.000 пациентов — каждый четвертый!— пролеченных в стационарах, могли получить помощь в дневном стационаре или вообще амбулаторно. В то же время, не соблюдается маршрутизация пациентов в полном объеме: более 3,5 тыс. человек получали помощь в учреждениях не соответствующего уровня. То есть, ошибки эти связаны не с материальной обеспеченностью, а с управлением в отрасли! Есть они и внутри системы, иначе бы не было таких острых ситуаций, как в Кудымкаре. Не надо бояться признавать проблемы: чтобы назначить адекватное лечение, нужно поставить внятный диагноз. Жду соответствующих предложений от Правительства и Фонда обязательного медицинского страхования.
Детские сады. С 2012 года в крае создано более 18 тысяч новых мест в детских дошкольных учреждениях. Просто вдумайтесь в эту цифру. Задача следующего года — полностью снять дефицит мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Это еще 6.000 новых мест. Это еще 39 детских садов, которые мы должны построить! В итоге очередь в детские сады в этой возрастной группе должна остаться в прошлом.
Следующим шагом станет полная обеспеченность местами в детских садах для детей в возрасте до трех лет. Устройство ребенка в садик должно зависеть только от желания родителей. Так и будет!
Мы понимаем, что рост рождаемости последних лет ведет к росту потребностей в школьном образовании. В этом году мы построили 5 новых школ. В работе еще ряд объектов. Предстоит создать своеобразный буфер мест на стыке детского сада и школы. Возможности комбинирования детского сада и начального звена среднего образования есть. Поручаю Правительству пересмотреть подходы к формированию техзаданий на строительство и реконструкцию детских садов. Уже изначально в них должны быть заложены возможности организации начального школьного образовательного процесса.
И, конечно, не будет сокращен ни один проект по развитию системы образования в сельских и малонаселенных пунктах. Но не только здание школы должно быть в глубинке, но и возможность качественного образования. До сих пор в крае ряд школ, чаще всего расположенных на периферии, демонстрирует низкие результаты итоговой аттестации. С ними необходимо организовать дополнительную работу.
Пермский край делом доказал право на существование пермского патриотизма, показал, что Прикамье и его жители могут быть успешными и гордиться малой родиной. В этой связи я прошу включить в школьную программу уроки краеведения. Для этого поручаю министерству культуры края вместе с министерством образования организовать конкурс на лучший учебник по новому предмету.
Следующее социальное направление - массовый спорт. Динамика ввода спортивных объектов лучше всего иллюстрирует наш приоритет: обеспечение доступности занятий спортом. Охват максимального числа жителей. Только в 4 квартале нынешнего года мы вводим 5 физкультурно-оздоровительных комплексов — в Чернушке, Барде, Чайковском, Лысьве и Кунгуре. Наша цель — выстроить «цепочку»: массовая физкультура — спортшколы — центры высших достижений. От народной физкультуры и комплекса ГТО до побед наших, пермских спортсменов на Олимпийских играх. Очевидно, что в каждом муниципалитете должны появиться условия для занятий спортом по месту жительства. Мы поддержим этот процесс, открыв за год еще 9 межшкольных стадионов и крытый ледовый каток в Перми. Мы войдем в проекты строительства футбольного манежа, дворца игровых видов спорта, не отказываемся от проекта бобслейной трассы в Чусовом. Продолжим привлекать масштабные соревнования непрофессиональных спортсменов. Главным из них должны стать 7-е Всероссийские зимние сельские спортивные игры.
Смежное направление — туризм. Проекты в этой сфере уже вполне успешно становятся брэндами Пермского края. На днях в финале конкурса национальной премии в области событийного туризма «Лучшим проектом по популяризации событийного туризма» был признан кунгурский фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка», фестиваль «Огни Гефеста», что проводится в Соликамске, получил специальный диплом «За возрождение и продвижение народных промыслов». Именно такие проекты должны становиться нашим приоритетом и поддерживаться на краевом уровне.
Региональная программа развития туризма получила федеральное одобрение, ее мероприятия вошли в федеральную госпрограмму. Сегодняшняя задача - изыскать средства на их софинансирование, а также сформировать проекты, реализация которых имеет перспективу на принципах государственно-частного партнерства. Это одна из тех сфер, где работа в формате ГЧП наиболее успешна.
Следующее направление — сфера культуры. Считаю, в первую очередь нам необходимо пропагандировать нашу культуру, наши корни. Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева, выступление Дмитрия Хворостовского, тысячный хор на Дне славянской письменности и культуры подтвердили: люди тянутся к качественным образцам искусства. Доступ к ним будет повышаться вместе с укреплением материальной базы учреждений культуры на местах. Практически все готово к началу строительства здания Театра оперы и балета. Приняты все решения по новому дому нашей картинной галереи, уже проводятся тендерные процедуры.
Госпрограмма «Культура Пермского края» позволила в 4 раза увеличить поддержку территорий. В этом году уже введено 4 культурно-досуговых комплекса в селах. В ближайшие годы мы должны восстановить инфраструктуру учреждений культуры сельских районов и малых городов. Вместе с муниципальными властями Перми нам предстоит подумать о возвращении в краевое ведение тетра «У моста» «Балет Евгения Панфилова», ТЮЗа. Это откроет для театров новые возможности развития.
Цель органов власти края - создать условия для работы мастеров. В этом разногласий нет, а любые другие разногласия, как показал опыт в деятельности по организации работы музея Пермь-36 можно снять путем обсуждения, если уйти от конъюнктурных соображений.
У нас за спиной годы потерь духовных ценностей и снижения воспитательного воздействия культуры как фактора формирования чувства патриотизма. Очень важно вернуться к традиционным для нашей страны нравственным ценностям. Мощный потенциал для этого движения и единения общества несет в себе 70-летие Великой Победы. Нас должны объединить не только общая память, радость и скорбь, но и работа. Восстановление мемориалов, паспортизация памятных мест и захоронений участников войны, реализация недавно принятого закона о ремонтах жилья ветеранов.
Особое внимание обращаю на состояние социальных объектов, которые обслуживают ветеранов. Задача всем органам власти региона и местного самоуправления – каждый участник войны и труженик тыла, каждый человек, через чью жизнь прошла Великая Отечественная Война, должен ощутить заботу, внимание и поддержку. Для нас это дело чести и безусловный долг. Отношение и к истории, и к будущему России.
Празднование юбилея Победы должно стать всенародным, каждый житель края должен быть сопричастен этому событию. И конечно же, мы должны реализовать наши планы и создать в Пермском крае первый Музей трудовой и воинской славы!
В своем Послании считаю важным отметить несколько отдельных моментов, связанных с развитием территорий края.
В Прикамье уже создана стройная система стратегического планирования. Мы продвинулись в этом вопросе дальше других субъектов и на 3-4 года вперед видим цели и средства их достижения.
Теперь задача - создать систему стратегирования и целеполагания муниципальных образований, интегрированную со стратегиями регионального и федерального уровней. А кроме того, перейти на принцип программно-целевого формирования местных бюджетов и внедрить механизмы реалистичного бюджетного прогноза.
Основа для этого есть. В регионе проделана огромная работа по территориальной организации местного самоуправления, совершенствуется система поддержки.
Эта поддержка сохранится, но только для тех, муниципалитетов, кто понимает, как использовать эти средства. То есть деньги получат те, у кого разработаны схемы терпланирования, развития коммунальной инфраструктуры, другие программные документы, есть готовая проектная документация и их экспертная оценка.
И еще одно важное условие — эффективное использование своих возможностей. У нас есть территории, где, например на кадастровый учет поставлено только 4% недвижимости. Всего 4%, коллеги! Это прямые недополученные доходы местного бюджета! Для кого-то, как выясняется, это лишние деньги? Что ж, тогда и не стоит идти за помощью в край.
Со следующего года решениями федерального уровня ряд местных вопросов передается с уровня поселений на уровень районов. Пока эти решения не подкреплены изменениями в законодательстве по перераспределению источников доходов. В связи, с чем поручаю Правительству в кратчайшие сроки разработать краевой закон о распределении вопросов местного значения между муниципальными районами и сельскими поселениями.
Актуальной остается кадровый вопрос. В связи с принятием нового закона о местном самоуправлении нам предстоит рекрутировать значительное число квалифицированных специалистов на местном уровне.
Прошу Правительство в ближайшее время разработать принципиально новую методику расчета нормативов на содержание органов местного самоуправления. С тем, чтобы зарплата напрямую зависела от того, насколько эффективно он проводит работу по увеличению доходной части местного бюджета, создает условия для саморазвития территории. Стимулы должны быть внятные и ощутимые.
Сегодня практически все сферы государственных и муниципальных услуг охватило их предоставление по принципу «одного окна». Этот процесс надо довести до логического завершения. В 2015 г. МФЦ должны быть открыты во всех населенных пунктах, где живет более 1000 человек. Этот принцип равных возможностей независящих от того, где живешь должен быть превалирующим во всех направлениях.
Отсюда еще одно поручение Правительству связано с необходимостью сбалансировать объем средств, которые получают территории из вышестоящих бюджетов и фондов. Сегодня в пересчете на человека разница доходит до 7 раз! То есть, где-то — густо, где-то — пусто. В ряде случаев это объективные причины, в ряде — прямой результат работы местных властей. Но это неправильно: житель любой территории для нас — это житель Пермского края. Безусловно, разница в бюджетообеспеченности будет всегда — но в разумных пределах.
Поддержка территорий не должна начинаться и заканчиваться финансовыми вливаниями. Это необходимо понимать и на краевом уровне, и местной власти. Прошу руководителей территорий изменить подход.
Ведь получилось начать движение по территории Кизеловского угольного бассейна. Удалось завести в территорию новые производства — только одна швейная фабрика «Перспектива» за год увеличила штат с 90 до 1200 человек, открыла 2 филиала. Параллельно заработало ПТУ для швей. Задача на 2015 год - восстановить работу горного техникума, начать строительство очистных сооружений и привлечь запланированные 100 млн. рублей инвестиций в развитие предприятий района.
Вышли на достойный уровень инвестиции в развитие Коми-Пермяцкого округа. За 2,5 года здесь введено 35 объектов социальной сферы, перечень объектов незавершенного строительства сократился почти вдвое. Год 10-летнего юбилея объединения автономного округа и области должен наглядно показать, что край безусловно выполнит все обязательства, которые брал на себя и десять лет назад.
Березники и Соликамск. Мы добились включения этой агломерации в число пилотных проектов развития городских агломераций в России. Задача следующего года — завести значимые объекты в федеральную схему терпланирования, чтобы объединить усилия по развитию социальных объектов и уравнять подходы к тарифному регулированию. Кто-то пытается спекулировать на новом провале и аварии на втором рудоуправлении «Уралкалия» — по этому поводу уже сказано все: никаких фатальных изменений ни в деятельности крупнейшего предприятия, ни в жизни города это не влечет. И никак не влияет на наши планы комплексного подхода к развитию территории. Это позиция не только наша, но и федерального Правительства.
Наша цель – сделать происходящие позитивные изменения необратимыми и наглядными, заставить их работать на прекращение оттока населения.
Хватит падать!
У нас мощный край, все ресурсы для жизни и развития есть! Немного отвлекусь, но эти цифры нагляднее всего показывают общую ситуацию: естественный прирост населения увеличивается третий год подряд. Сохраняется рост рождаемости — в этом году на свет должно появиться 39,5 тысяч детей. Весь край — для них, каждый уголок! Каждый город, каждый поселок должен быть удобен для жизни!
Уважаемые депутаты!
Сегодня я еще не стану подводить итоги года и давать конкретные оценки деятельности структур краевого Правительства и Администрации губернатора. В целом мы выходим на неплохой результат, но ряд моментов пока вызывает вопросы. На рубеже календарного года на них появятся однозначные ответы. Соответственно, будет дана оценка работе каждого руководителя. Наверное, кому-то придется уступить свое место работы более эффективным специалистам.
Возможно, это жесткий подход, но другого не дано. Задачи, стоящие перед нами, требуют напряженной работы. Причем, работы на опережение! Сегодня мы находимся в категории регионов, которые должны равняться уже не на средний уровень, а на лучших!
Необходимо удержать рост валового регионального продукта. Активно развивать транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру. Повышать доступность и качество услуг в социальной сфере, в государственном управлении.
Мы должны дать потенциальному инвестору четкий и убедительный ответ на вопрос, почему нужно реализовать свой проект именно здесь, в Пермском крае. Мы должны привести этого инвестора к нам.
Необходимо внедрить механизмы справедливой и эффективной поддержки развития территорий. В большей степени выровнять уровень жизни людей, в том числе в самых отдаленных уголках.
Нам предельно важно продолжить консолидацию общества, максимально войти именно в созидательные процессы. Уверен: сегодня нет серьезных разногласий ни среди действующих в крае политических сил, ни в целом в обществе. Мы открыты для всех конструктивных инициатив и уважительного диалога со всеми.
Ведь у каждого из нас есть общая гордость: мы живем в Пермском крае!