Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ?
Финансовый контроль по 44-ФЗ бывает внешним и внутренним.
Внешний осуществляет Счетная палата, региональные и местные контрольно-счетные органы (п. 2 ст. 265 БК).
Внутренний – Федеральное казначейство и органы финансового контроля субъектов РФ и муниципалитетов. Объектами финансового контроля в сфере закупок по 44-ФЗ выступают:
- распорядители бюджетных средств;
- получатели бюджетных средств;
- госучреждения;
- ГУПы, МУПы;
- госкорпорации;
- юридические, физлица, получающие бюджетные средства по госконтрактам.
Федеральное казначейство контролирует непревышение финансового обеспечения, включенного в планы-графики над объемом финансового обеспечения, доведенного до заказчика. А также соответствие сведения об ИКЗ и непревышение финансового обеспечения в документах, которые не подлежат публикации в ЕИС (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Казначейство финансовый контроль осуществляет по 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года посредством ЕИС. Оно следит за соответствием ИКЗ и непревышением финансового обеспечения данных:
- извещений о проведении торгов данным, отраженным в планах-графиках;
- итоговых протоколов данным извещений о торгах;
- условий проектов госконтрактов данным итоговых проколов.
Внутренний финансовый контроль в сфере закупок по 44-ФЗ
Органы внутреннего финансового контроля государственных закупок следят за:
- соблюдением правил нормирования;
- определением и обоснованиям начальной цены госконтракта;
- соблюдением правил исполнения и изменения контракта;
- соответствием использованием поставленной продукции, результата произведенной работы или оказанной услуги целям проведения закупки.
Финансовый контроль осуществляет по 44-ФЗ Казначейство в отношении закупок, проводимых для федеральных нужд за счет средств федерального бюджета. Региональные органы финансового контроля – в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ. Муниципальный финансовый контроль в сфере закупок осуществляет орган или должностное лицо местной администрации.
Правила проведения финансового контроля госзакупок
Контрольные органы осуществляют финансовый контроль госзакупки путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки в отношении заказчика проводят не чаще 1 раза в полгода (ч. 13 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Внеплановую – если истек срок выданного ранее предписания об устранении нарушений или получена информация о нарушении законодательства.
При проведении проверок должностные лица могут запрашивать необходимую информацию, беспрепятственно посещать помещения и территорию государственного заказчика.
При выявлении нарушений органы финансового контроля могут составлять протоколы, выдавать предписания, обращаться в суд с исками о признании закупок недействительными. Информация о результатах проведенных проверок, о выданных предписаниях и представлениях подлежит публикации в ЕИС.
Изменения в финансовом контроле в 2020 году
Наблюдается тенденция на усиление финансового контроля, как для заказчиков, так и для поставщиков. Поставщики, получающие бюджетные средства по контрактам стали объектами финансового контроля еще в 2019 году. В 2020 они должны по запросам контролеров предоставлять необходимую информацию и доступ на свою территорию. За нарушение этого правила поставщикам грозит штраф до 5 тысяч рублей (ст. 19.7 КоАП).
С 01.01.2020 органы финансового контроля публикуют в ЕИС по результатам проверки новый документ – представление об устранении причин, способствовавших совершению правонарушения (см. ст. 29.13КоАП). Возможно, уже в 2020 заработает электронное обжалование. Минфин вынес на обсуждение законопроект еще в декабре 2019. Он предлагает сделать подачу жалобы при проведении электронных торгов исключительно электронной. Подать ее можно будет только через ЕИС.