Пермская торгово-промышленная палата провела мониторинг применения в регионе Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившего в силу с января 2014 года.
Пермская ТПП является экспертом в сфере совершенствования системы госзакупок (информирование об изменениях в законодательстве, обучение, консультирование, подготовка документов, разработка положений о закупках, юридическое сопровождение). «Мы постоянно взаимодействуем как с заказчикам, так и исполнителями госконтрактов. Это позволило нам произвести срез мнений и определить ключевые сложности, возникающие в реализации нового закона о контрактной системе», - отмечает директор Информационно-делового центра Пермской ТПП, руководитель межрегионального центра по развитию системы закупок Юлия БОРОВЫХ.
Специалистами Палаты выявлено шесть основных проблем:
1. Сложность и перегруженность закона. Новый порядок во много раз усложняет проведение заказчиками любой закупки. Закон не дифференцирует крупных заказчиков и заказчиков с небольшим объемом закупок. Так, например, для контрактов на суммы в несколько сотен миллионов и в несколько десятков тысяч рублей действуют одинаковые ограничения на заключение «прямых контрактов» - без котировок и торгов. Такой порядок многократно увеличивает трудоемкость закупочного процесса как для «маленьких» заказчиков ( например, для муниципальных образований), так и для бизнеса, желающего выступить в роли исполнителя контрактов.
2. Невозможность применения некоторых норм закона в связи с отсутствием соответствующих порядков и правил. В частности, остается открытым вопрос привлечения независимых экспертов к приемке продукции при исполнении контрактов. Определения «экспертная организация»/ «эксперт», используемые в документе, неконкретны и создают риски для заказчиков. Например, риск закупки некачественной продукции в случае, если экспертизу будет делать неквалифицированный или «карманный» эксперт. Вызывает вопросы и норма закона по контрактам жизненного цикла. Правительством РФ установлен перечень закупок, при которых заказчики должны применять такие контракты, но порядок их заключения и исполнения не установлен. Ситуация усложняется тем, что единой разъяснительной модели нового закона нет и допускаются его противоречивые толкования.
3. Кадровые проблемы. В Прикамье закупки по закону 44-ФЗ проводят около 4000 заказчиков. Новый закон обязывает каждого из них создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Все сотрудники, осуществляющие закупки, должны получить соответствующее образование и нести персональную ответственность за все производимые закупки. На сегодня в крае создана система обучения по Закону 44-ФЗ (по состоянию на февраль 2014 года обучение прошли почти 2000 человек), но возникла проблема – массовые увольнения уже обученных сотрудников и их отказы от выполнения новых трудовых функций.
Получив представление об огромном объеме дополнительной работы, возникающем в связи с новым законом, а также оценив весь груз личной ответственности, служащие отказываются от выполнения обязанностей контрактных управляющих. «Зарплата специалистов по закупкам в муниципальных организациях и бюджетных учреждениях - 10-15 тысяч рублей. Это несопоставимо с административными штрафами в 30-50 тысяч рублей за некорректное исполнение закона, нормы которого до сих пор до конца не прояснены государством», - говорят они.
4. Неравные условия для исполнителей федеральных и региональных контрактов. Проблема связана с мерой ответственности участников процесса госзакупок, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. № 1063. В частности, документ устанавливает размер штрафа для поставщика в случае некачественного исполнения контракта. Размер ответственности зависит от цены контракта, причем, чем выше цена контракта, тем ниже размер штрафа. Так, например, при цене контракта в 2,5 млн рублей штраф составит 250 тыс. рублей, а при возрастании цены контракта в 44 раза до 110 млн рублей, размер штрафа увеличится всего в 2,2 раза и составит 550 тыс. рублей. Такой разброс в размере ответственности ставит в неравные условия исполнителей крупных федеральных контрактов на многомиллионные и многомиллиардные суммы и региональных (муниципальных) исполнителей контрактов на небольшие суммы (до 3 млн. рублей).
5. Риск значительного увеличения бюджетных расходов. Введение обязательного обучения для специалистов заказчиков, введение обязательной независимой экспертизы результатов контрактов (на договорной основе), значительное увеличение трудозатрат (а, соответственно, и финансовых затрат) на организацию процедур закупок, приведет к многократному росту бюджетных расходов.
6. Неготовность и нежелание бизнеса узнавать о новых правилах участия в закупках. Как показывает опыт Пермской ТПП, бизнес пока не в полной мере осознал остроту возникшей проблемы и не достаточно активно посещает различные информационные и обучающие мероприятия, направленные на разъяснение нюансов перехода на контрактную систему. «Позиция «мы сами разберемся в новых правилах» в итоге может негативно сказаться на конкурентной среде при проведении закупок, а также может привести к массовым отклонениям заявок по причинам их неправильного оформления», - предупреждают эксперты.
Справка:
Прикамье входит в 20 регионов-лидеров по объему государственных и муниципальных закупок - ежегодно закупки проводят около 4000 заказчиков на общую сумму свыше 40 млрд руб. Исполнители контрактов – свыше 2,5 тыс. компаний и предпринимателей. Пермская ТПП оказывает всестороннюю поддержку как заказчикам, так и исполнителям госконтрактов (информирование об изменениях в законодательстве, обучение, консультирование, поиск заказов, подготовка документов, разработка положений о закупках, юридическое сопровождение, экспертная деятельность) с 2011 года. В 2013 году на базе ПТПП был создан межрегиональный центр развития системы закупок.