Информационным поводом мероприятия послужили итоги осуществления закупок для МСП за 2022 год. Согласно данным открытых источников, суммарный объем закупок крупных компаний у малого и среднего бизнеса в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223 превысил 7 трлн рублей. При этом у предпринимательского сообщества остаются открытыми ряд вопросов: какова реальная доля закупок у субъектов МСП на сегодняшний день? Каким образом планируется наращивать количество новых участников для выполнения квоты? Что необходимо доработать для возврата к прозрачному взаимодействию крупного бизнеса с субъектами МСП?
Задачей мероприятия было выработка предложения по совершенствованию законодательства о закупках (Закон № 223-ФЗ) в целях увеличения закупок для МСП, а также упрощения доступа к закупкам таких заказчиков, увеличения количества участников закупок.
Ни для кого не секрет, что стать поставщиком крупных компаний, работающих по Закону № 223-ФЗ не так-то просто. Для этих целей Правительством РФ постановлением от 8 ноября 2022 года №2008 определены формы программы по развитию субъектов МСП в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг и требования к порядку проведения отбора субъектов МСП для участия в программах по развитию субъектов МСП в целях их потенциального участия в закупках товаров (работ, услуг). Повлияет ли унификация таких программ реальному росту числа участников – МСП, увеличению количества закупок для данной категории лиц и получению преимуществ в закупках большему количеству участников МСП – вопрос спорный.
Эксперт Пермской ТПП обозначила основные проблемы, которые препятствуют решению данных проблем. Татьяна Мачихина, директор департамента образовательных программ и консалтинга выделила три момента, требующих внимания.
Во-первых, возможность проведения закупок, исключающих участие в них крупных компаний, ограничена перечнем товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется у субъектов МСП. Порядок формирования данного перечня определен постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и предусматривает его применение по кодам ОКПД2. Соответственно, в случае отсутствия товара, работы, услуги по коду ОКПД2 в данном перечне проведение закупок для МСП вне зависимости от цены договора действующим законодательством не предусмотрено. Равно как и обратная ситуация, когда код ОКПД2 включен в Перечень, то закупка таких товаров, работ, услуг с ценой договора до 200 000 рублей должна осуществляться только для МСП. Контроль соблюдения данных требований при закупках, постоянные изменения Перечня по дополнению/ исключению кодов ОКПД, что для крупных заказчиков, попадающих под мониторинг или оценку соответствия планов неприемлемо приводит к тому, что заказчики формирую данный перечень исключительно по принципу минимального количества кодов, достаточного для того, чтоб выполнить квоту. Отсутствие данного перечня позволит заказчикам по Закону № 223-ФЗ проводить любые закупки, участниками которых могут быть только МСП, оставив «дорогостоящие» закупки (свыше 200,0 млн рублей) для закупок без ограничений, где смогут участвовать как крупный, так и малый бизнес.
Во-вторых, в Законе №223-ФЗ необходимо установить исчерпывающий перечень требований к участникам закупок, исключив возможность установления «излишних» требований, которые не декларируются участниками, но могут быть проверены заказчиком самостоятельно.
В-третьих, включить в Закон условие о заключении договора по цене, предложенной участником закупки. В большей степени это касается возможности участия участников, применяющих УСН, в закупках крупных компаний, когда условием заключения договора является включение в состав цены НДС. Это ущемляет права малого бизнеса, не являющегося плательщиком НДС, и снижает интерес участников к таким закупкам.
Безусловно, это не решит всех проблем, но поможет увеличить количество торгов для МСП и снизить ограничения доступа к закупкам крупных компаний.
Для справки
Директор департамента образовательных программ и консалтинга Пермской ТПП Татьяна Мачихина вошла в обновленный состав Совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием в мае 2022 года. Татьяна Мачихина - член Пермского отделения Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам», член Экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, государственный советник Пермского края 3 класса, квалифицированный специалист в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок», эксперт-практик в сфере закупок товаров, работ, услуг с опытом работы более 17 лет, автор и преподаватель курсов повышения квалификации в сфере закупок (Закон № 44-ФЗ, 223-ФЗ), спикер АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», автор статей и публикаций в профильных журналах, в т.ч. включенных в базу справочно-правовой системы КонсультантПлюс (разъяснения законодательства).
Читайте о событии на других ресурсах:
В ТПП РФ рассмотрели вопросы трансформации отношений крупного и малого бизнеса в корпоративных закупках: https://org.tpprf.ru/of/kompurchase/post-release/4218099/