Директор департамента деловой информации и консалтинга в сфере закупок Союза «Пермская торгово–промышленная палата» Юлия Боровых стала ключевым экспертом дискуссионной площадки «Важное для поставщиков: последние изменения законодательства о закупках. Преференции малому и среднему бизнесу при участии в госзакупках».
Мероприятие проходило в краевой библиотеке имени А. М. Горького в рамках бизнес-клуба Пермской гильдии добросовестных предприятий.
Открывая его модератор, руководитель бизнес-клуба Игорь Сырчиков отметил: «Общеизвестно, что самым крупным заказчиком у нас является государство. И потому нам всем очень важно знать, как выстраивать с ним деловые взаимоотношения с тем, чтобы максимально использовать предоставляющиеся возможности для развития собственного бизнеса. В частности, последние изменения в российском законодательстве».
Приглашенный эксперт от Пермской ТПП Юлия Боровых подчеркнула, что рынок закупок в России колоссальный и превышает, по некоторым оценкам, 15 триллионов рублей. В Прикамье же только из бюджета ежегодно расходуется на закупки более 115 миллиардов рублей. По объемам государственных и муниципальных закупок наш регион входит в первую двадцатку в стране. Это говорит о том, что Пермский край перспективен в сфере малого и среднего предпринимательства и очень интересен бизнесу в качестве потенциального клиента: даже в условиях нынешней экономической нестабильности.
«Грядут изменения в законодательстве, и к ним нужно готовиться заранее, – подчеркнула Юлия Боровых. – Особенно тем представителям малого и среднего бизнеса, кто работает с автономными учреждениями. Мы идем к тому, что скорее всего 90% всех заказчиков по закупкам будут переведены на исключительно 44–ФЗ: этот закон станет основным в РФ в сфере закупок. Поэтому если вы сейчас работаете по прямым договорам, то вполне возможно, что со следующего года систему работы придется менять. В Госдуму внесен соответствующий законопроект, инициированный Минэкономразвития РФ».
Особое внимание участников вызвало разъяснение уже состоявшихся изменений в законодательстве, непосредственно влияющих на развитие малого и среднего бизнеса. Много информации об этом – на сайте Единой информационной системы (ЕИС).
Эта система вводит новые классификаторы, позволяющие осуществлять постепенный перевод всех закупок в электронный формат. Единая информационная система подразумевает, что работать в ней будут все: и заказчики, и контрольные органы, и участники закупок. Внедрение системы становится очередным шагом к переходу на электронные закупки. Планируется, что со следующего года бизнес будет участвовать в электронных закупках, используя интерфейс ЕИС: именно через нее будет осуществляться подача заявок на участие в такого рода операциях. По плану с 1 января 2017 года на эту систему переведут «федералов», а с 1 июля следующего года – «муниципалов» и «регионалов».
Кроме того, в первом квартале этого года Правительством РФ введен новый аукционный перечень. Информация об этом – в ЕИС. А с 1 июля 2016 года в 44–ФЗ и 223–ФЗ начнут действовать изменения, которые касаются описания заказчиком предмета закупки. А обязательным условием станет обязанность заказчика учитывать требования и документы Национальной системы стандартизации. В свою очередь и исполнители должны будут это учитывать.
Как особо выделила Юлия Боровых, с 1 августа 2016 года меняются категории отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, в РФ появится реестр предприятий – его будет вести Федеральная налоговая служба. ФНС будет учитывать такие категории, как количество работающих и предельный доход: для микропредприятий – 120 тысяч рублей, малых – 800 тысяч, а для средних – два миллиарда.
Очень важно для малого и среднего бизнеса и то, что дополнениями к 223–ФЗ вводятся особенности его участия в закупках. Крупнейшие заказчики (с предельным доходом свыше 2000 млн рублей) теперь вправе предоставлять преференции МСБ по закупкам: не менее 18% от общего количества.
Далее в формате диалога были рассмотрены различные вопросы, касающиеся закупок. Все присутствовавшие имели возможность получить информацию о том, что стоит за понятиями «Контракт жизненного цикла» и «Турецкий запрет»; почему внедряются система запретов и казначейское сопровождение госконтрактов; как правильно заполнять конкурсную документацию и какие подводные камни ожидают предпринимателей.