В Калуге состоялся Российско-Германский семинар по вопросам нормативно-правовых основ применения дуального образования в России. Прикамье на мероприятии представляла проектная команда, состоящая из экспертов Пермской торгово-промышленной палаты, регионального Министерства образования и науки, промышленности и системы среднего профессионального образования.
На мероприятие прибыли представители десяти регионов, участвующих в реализации пилотного проекта Агентства стратегических инициатив (АСИ) по внедрению элементов дуальной системы образования. В числе участников - руководители учебных заведений, представители региональных органов власти и компаний-работодателей, участвующих в проекте, Российско-Германской внешнеторговой палаты, а также представители Минобрнауки России, Федерального института развития образования (ФИРО) и направления «Молодые профессионалы» АСИ.
Напомним, что по итогам проведенного АСИ конкурса по отбору «пилотных» субъектов Российской Федерации, внедряющих элементы дуальной системы образования в число победителей и финалистов вошли 10 регионов: Пермский край, Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Красноярский край, а также Республика Татарстан.
В ходе семинара и прошедшего следом за ним круглого стола участники мероприятия делились опытом реализации проекта, обсуждали наиболее эффективные методы решения проблем, возникающих в ходе его реализации, а также изучали опыт немецких коллег в дуальной системе образования, ведь именно немецкая модель была выбрана экспертами как образец для внедрения в России. Модератором дискуссии выступила директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации Наталия Золотарева.
В ходе семинара немецкими коллегами были освещены вопросы коллегиальности принятия решений, как основного принципа организации обучения по дуальной системе в Германии, г-н Детлев Фрайхофф, директор по проекту продвижения дуального образования (Российско-Германская внешнеторговая палата) рассказал про регулирование, поддержку и контроль профессионального обучения в рамках дуальной системы, а руководитель Центра профессионального образования ФИРО Владимир Блинов провёл сравнительный анализ нормативно-правовых основ взаимодействия профессионального образования и бизнеса в России и Германии.
Руководитель проектов направления «Молодые профессионалы» АСИ Алина Досканова представила инструмент для эффективной коммуникации участников реализации проекта: сайт проекта и специализированный форум, позволяющий в оперативном режиме обмениваться опытом, обсуждать проблемы и успешные кейсы в ходе внедрения элементов системы дуального образования. Сайт был запущен на электронной площадке Агентства и должен помочь проектным командам из разных регионов в реализации проекта. Доступ на сайт также будет предоставлен всем заинтересованным участникам реализации проекта, федеральным и региональным органам власти, курирующим проект.
По итогам обсуждения было принято решение провести дополнительное совместное мероприятие в ходе Второго национального чемпионата WorldSkills Russia 19 мая 2014 года в Казани, где представители проектных команд обменяются предварительными пакетами нормативных документов, лучшими региональными практиками и предложениями по решению задач, возникающих в ходе реализации проекта в различных регионах России.
Также Наталия Золотарёва сообщила, что Минобрнауки России запущен конкурс на участие в отборе федеральных инновационных площадок, осуществляющих внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс, и пригласила регионы, реализующие проект АСИ к участию в нём.
Руководитель департамента мониторинга реализации национальной системы компетенций и квалификаций направления «Молодые профессионалы» АСИ, Екатерина Лошкарёва отметила важность подобных встреч для достижения синергетического эффекта, что в конечном итоге должно способствовать наиболее эффективной реализации проекта по внедрению элементов дуальной системы образования:
«Прошедшее мероприятие, помимо прочего, показало готовность руководителей проекта в регионах учиться друг у друга и перенимать лучшие, наиболее эффективные для российской ситуации элементы и механизмы немецкой модели дуального образования. Но, в тоже время, это очень творческий процесс, и перед всеми его участниками (представителями бизнеса, образования, региональных и федеральных органов власти, общественных организаций) стоят нетривиальные задачи. Именно в рамках таких содержательных обсуждений мы, по факту, складываем русскую дуальную модель. Проектируем и апробируем её элементы в целях развития каждого конкретного региона и экономики страны в целом».
В ходе поездки участники семинара посетили завод Фольксваген и Учебный центр, где изучили методы дуальной системы подготовки кадров на реальных рабочих местах.