Основными критериями оценки со стороны налоговых органов подмены работодателями трудовых отношений при привлечении самозанятых для выполнения работ (оказания услуг) являются:
- постоянство работы «самозанятого» с организацией;
- если данная организация является единственным источником дохода для «самозанятого»;
- прослеживается периодичность выплат «самозанятому», свойственная выплате зарплаты;
- наличие групповых переходов физических лиц на уплату налога на профессиональный доход;
- если заказчиками услуг выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.
Что это значит? Организация или индивидуальный предприниматель может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет. Если же все-таки выяснится, что с момента увольнения прошло менее двух лет, то бывший работодатель должен обложить выплаты по договору гражданско-правового характера налогами и страховыми взносами в общем порядке, независимо от регистрации лица в качестве «самозанятого».
На основании анализа выплат налоговыми органами выявляются характерные признаки подмены работодателями трудовых отношений гражданско-правовыми и, соответственно, незаконной оптимизации страховых взносов и налога на доходы физических лиц. Далее проводится работа по выявлению и устранению нарушений со стороны работодателей.
Процедуры, проводимые налоговым органом в пределах своей компетенции в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению законодательства о налогах и сборах, не лишают плательщика права на представление обоснованных пояснений.
По состоянию на 01.07.2022 количество плательщиков, использующих в своей деятельности труд «самозанятых» в Пермском крае, составило 11642, из них только у 55 плательщиков или 0,47% имеются признаки подмены работодателями трудовых отношений.