«Потребность покупать»
Генеральный директор ЗАО ДЦ «Колизей» (управляет торговыми центрами «Колизей Atrium», «Колизей Cinema», «Домино», а также бизнес-центрами «Любимов» и Green Plaza) Марина Медведева отмечает, что, по данным как арендаторов, так и самой компании, покупательская способность населения падает, поэтому «нет предпосылок росту продаж в 2014 году». Если в планы предыдущих лет «Колизей» закладывал устойчивый рост, то на следующий год запланировано сохранение существующих объёмов дохода.
«У людей осталась потребность и привычка совершать покупки, ходить в магазины, но количество покупок суммарно падает. Население отказывается от более дорогих товаров в пользу дешёвых, то есть категория «средний плюс» меняется на «средний», а «средний» — на «средний минус». Таким образом, спрос падает на товары более дорогого сегмента, но на более дешёвые товары спрос остаётся на прежнем уровне», — рассказывает Медведева.
«Колизей», по словам топ-менеджера, ставит себе задачу сберечь потребителей, предлагая им качественный товар, возможно, в более дешёвом сегменте, что не означает вхождения в дисконт.
Обратную связь у крупнейших арендаторов по вопросу потребительского спроса около двух месяцев назад запросила генеральный директор ТЦ «Семь пятниц» Лариса Скобцева. «Все как один сказали, что за последние несколько месяцев динамика спроса падает», — сообщила она. По мнению Скобцевой, такая динамика сохранится и на следующий год.
«Поддерживаю коллег, и мы на следующий год верстаем консервативный бизнес-план, — говорит директор УК «Столица-Пермь» (управляет ТРК «Столица», а также торгово-офисным центром «Эко») Константин Копытов. — Есть ощущения предкризисного характера».
По наблюдению директора УК «ЭКС» (управляет торговыми центрами ЦУМ, «СемьЯ», супермаркетами «СемьЯ» и «Диско») Елены Ждановой, спрос на продукты питания и на все остальные товары имеет разные тренды. Она даёт осторожные прогнозы на развитие непродуктовой розницы. Рост в целом в этом сегменте будет, но ниже — если сравнивать с продуктовой розницей, считает Жданова.
Пермяки стали более сдержанны в приобретениях в непродуктовом сегменте — если сравнивать с периодом до кризиса 2008 года. И эта сдержанность в потреблении продолжает сохраняться. Сократилось количество спонтанных покупок, покупатели более планово подходят к решению о покупках товаров непродуктового сегмента, считает Жданова.
По наблюдениям Марины Медведевой изменений нет. Распродажи всё ещё работают как механизм привлечения спроса и стимулирования спроса, говорит она.
Генеральный директор группы компаний «Норман-Виват» (управляет магазинами «Норман», «Виват», «Дельта») Вадим Юсупов в своих ожиданиях придерживается мнений президента и премьер-министра России: страна вступила в стагнацию. В 2014 году бурного роста экономики не ожидается, доходы населения будут расти пропорционально инфляции, которая, по прогнозу Центробанка, составит 5%, напоминает ритейлер.
По магазинам группы «Норман-Виват» Юсупов замечает небольшое падение маржи и снижение торгового оборота. В 2013 году, например, по сравнению с 2012 годом, картофель подорожал на 20-30%, а бананы и яблоки стали дешевле на 15%. В тоннах продукции продано меньше на эти же 15%, но в выручке «Норман-Вивата» изменений не случилось.
О снижении потребительского спроса говорят и аналитики
Проведённое в декабре компанией «Делойт» исследование показало, что в 2013 году россияне почувствовали замедление экономического роста, но по-прежнему с большим, чем европейцы, оптимизмом судят о состоянии и перспективах развития экономики: в России экономический спад наблюдают лишь 37% опрошенных по сравнению с 50% в среднем по Европе. Это также выражается и в том, что рост своей покупательной способности в 2013 году почувствовали 32% российских респондентов по сравнению с 17% европейцев. При этом россияне не ждут быстрого роста экономики в 2014 году: около трети наших сограждан ожидают продолжения экономического спада.
Предпосылки: от большого к малому
Причины снижения потребительского спроса кроются в кредитной нагрузке, отсутствии индексации заработных плат, росте инфляции — единодушны опрошенные «Новым компаньоном» ритейлеры.
Константин Копытов ориентируется на сигналы экономики: цена на акции на биржах, капитализация компаний падает, промышленность снижает обороты.
«С валютой происходит нечто необыкновенное, идёт девальвация рубля, будут сокращения работников. Так было в конце 2008 года. 101% товаров — это импорт», — утрирует Копытов. По его словам, из-за роста курса евро и доллара по отношению к рублю «однозначно следует ждать рост цен на товары народного потребления».
На торговле, как в зеркале, отражается экономическая ситуация в целом, согласна Лариса Скобцева. И сейчас, по её мнению, предпосылки к росту отсутствуют. Ориентиром повышения зарплат для частных компаний служит бюджетный сектор, а сейчас, отмечает Скобцева, заработки служащих не растут, поэтому у бизнеса нет повода повышать оплату труда. В то же время появление новых торговых площадей не сказывается на потребительском спросе.
Несмотря на открытие в Пермском крае новых магазинов, нельзя сказать, что площадь торговых метров на одного жителя увеличилась, говорит Вадим Юсупов. Открытие новых торговых центров сопровождается закрытием киосков, рынков и прочих торговых точек с хаотичной торговлей, происходит перераспределение, поясняет он.
Причины снижения спроса кроются в выплатах по кредитам, прежде всего по ипотечным — многие семьи делают выбор в сторону улучшения жилищных условий. Также растёт доля затрат на оплату содержания жилья, обучение, лечение и здоровье. Зачастую рост платежей по этим статьям в семьях не перекрывается темпом роста доходов, говорит Елена Жданова.
Облегчение процедур получения потребительских кредитов послужило стимулом к развитию покупательского спроса. Пришло время возврата займов, и потребительский спрос стал переживать падение, рассуждает Марина Медведева.
С другой стороны, если раньше банки активно кредитовали потребителей, то сейчас Центробанк ужесточает кредитную политику, поэтому банки будут более осторожно идти на выдачу кредитов, прогнозирует Лариса Скобцева.
В ожидании новых вызовов
Легче в следующем году будет продуктовой рознице, чем непродуктовой.
Продуктовая корзина каждого жителя уже сформирована, и на её изменения решаются немногие, говорит Юсупов. В случае, например, с жильём, можно решить остаться жить в прежней квартире, ездить на старой машине, и если, например, авторынок может упасть на значительную величину, то расходы на продукты снизятся разве что на 5-6%, предполагает он.
«Мы видим, что есть тенденция как минимум к сохранению уровня потребления продуктов, и в какой-то степени этот рынок будет ещё и расти, — говорит Жданова. — Люди не готовы ограничивать себя в еде, наблюдается рост спроса на экологичные и свежие продукты, на здоровую пищу, а эта категория не может быть дешёвой по определению». Пермяки нарабатывают привычку баловать себя, говорят Жданова и Медведева. Склонность к гурманству — новый тренд на рынке продуктов.
В ритейл кризис приходит с запозданием, считает Константин Копытов. Это явление он ожидает во втором квартале 2014 года и прогнозирует закрытие федеральными торговыми сетями магазинов. По его мнению, это прямым образом скажется на компаниях, которые занимаются арендным бизнесом: арендаторы будут просить скидку до 30%, считает Копытов. Марина Медведева не находит в этом ничего необычного: арендаторы, по её словам, всегда хотят снижения ставок.
Копытов прогнозирует появление разорившихся бизнесменов, невыплаты кредитов и отсутствие денег у населения.
«У людей физически и так денег будет мало, а они ещё обесценятся в соотношении к валюте, соответственно, объёмы продаж упадут», — размышляет Копытов.
Тем не менее представители ритейла не теряют оптимизма. Есть вероятность «дотянуть до лета, а летом проще переносить экономические невзгоды», надеется Копытов. Так или иначе, всё происходящее это не тренд 2008-2009 годов, считает Елена Жданова.
Источник: NewKo