22 апреля 2020 г. состоялся час с экспертом. Это новый формат, созданный в партнерстве центра «Мой бизнес» и Пермской ТПП. Темой первой встречи стала «Защита прав предпринимателей: правовые аспекты. Что нужно делать прямо сейчас, а что можно отложить?» Экспертом выступил Вячеслав Белов, вице-президент Пермской ТПП. Полную запись вебинара можно посмотреть здесь.
В ходе мероприятия он рассмотрел проблемные вопросы взаимодействия предпринимателей с государством на разном уровне, между субъектами предпринимательства, в том числе по вопросам аренды.
Вот основные тезисы Вячеслава Белова, высказанные в ходе онлайн-встречи.
1. Необходимо разделить все задачи на срочные и те, которые можно отложить на потом. Это поможет снизить напряженность и повысить эффективность работы.
2. Проверьте основной ОКВЭД своей организации, надо узнать, какие меры поддержки распространяются на вас.
3. Если компания входит в перечень наиболее пострадавших отраслей, то надо «отсечь» задачи, сроки по которым перенесены, и просто не думать об этом.
4. Постараться добиться официального разрешения на работу. При этом обязательно соблюдать все условия и требования к организации работы.
5. Оформить документы, необходимые для регулирования трудовых отношений с сотрудниками: дополнительные соглашения к трудовому договору, больничные листы для персонала старше 65 лет и т.д. Все выплаты должны осуществляться в соответствии с условиями по действующим трудовыми договорами.
6. Провести аудит всех действующих договоров. Разделить их на те, которые обязательно надо исполнять и те, которые можно приостановить. Начать переговоры с контрагентами по регулированию условий поставок, оплаты и других важных для вас условий.
7. Все переговоры об изменениях во взаимодействии с партнерами, обращения за поддержкой по госпрограммам надо вести в письменном виде. Извещайте контрагентов о проблемах, которые у вас возникают в связи с исполнением обязательств. В дальнейшем вам могут потребоваться доказательства, подтверждающие ваши действия по преодолению кризиса.
8. Максимально пользуйтесь мерами поддержки для бизнеса.
В часе с экспертом приняло участие порядка 60 предпринимателей. Они смогли задать вопросы о порядке использования мер поддержки, введенных на федеральном и региональном уровнях, получить совет о преодолении кризиса путем переговоров с партнерами и клиентами.
Приводим ответы на наиболее распространенные вопросы, заданные в ходе часа эксперта.
Правомерна ли выплата работодателем заработной платы пропорционально фактически отработанному времени в условиях удаленного режима работы?
Во-первых, надо обратить внимание на то, что на предприятии должны быть изданы распорядительные документы об удаленной системе работы. Мы должны действовать так, как написано в трудовом договоре. Если в нем предусмотрены оклад и премиальная часть, то ни о какой пропорциональности мы речи не ведем. У Минтруда позиция следующая: нерабочее время является по сути обычным режимом и выплата производится так, как написано в трудовом договоре.
У нас детская игровая комната в Чусовом. Нас закрыли 27 марта. Арендодатель выставил счет за коммунальные услуги почти на 60% от той суммы, которая выставляется по договору за аренду. Сумма неподъемная, платить нечем. Правомочен ли арендодатель выставлять счета за неработающий месяц?
Если это коммерческий арендодатель, то мы должны с ним вступать в письменные отношения и говорить о том, что мы просим переноса, отмены установления ставки до фактического начала работы. Это рекомендация и это не значит, что арендодатель ее поддержит, потому что у арендатора та же самая проблема. Если это новый торговый центр, а платежи по кредитам не заплачены, то для него вопрос жизни и смерти исполнение обязательств по кредиту. Если кредитных обязательств нет, то возможно ему значительно легче снизить размер арендной платы. Но для коммерческого арендодателя определенные риски есть. Имеет смысл договориться о том, что вы уплатите арендную плату по имеющимся возможностям и, возможно, платежи за коммунальные услуги пропорционально занимаемой площади. Это лучше, чем вы сегодня уйдете от этого арендодателя и завтра к нему не вернетесь. Споры и обсуждения должны быть максимально корректны, уважительны, чтобы они не приводили к дальнейшим потерям, когда работа начнется.
Кредиты под 8,5%. Кто их дает? Куда не обращались, никто не дает.
На сайте Корпорации МСП размещен перечень банков, которые дают деньги под 8,5%. Сумма, которая выделена государством приближается к 200 млрд рублей. И сегодня крайне важна обратная связь. Если вы действительно обращались и получили письменный отказ, напишите нам по электронной почте permtpp@permtpp.ru. Нужна конкретика. Будем обращаться в Банк России и разбираться.
Как получить компенсацию на зарплату продавцов, если по основному ОКВЭД не попали в список?
Позиция ФНС – все меры поддержки действуют только в отношении основного ОКВЭД. Когда оплатить патент? Сейчас или потом?
По крайней мере до конца мая не действуют штрафные санкции. Но я бы все же рекомендовал проверить это через свой личный кабинет или написать в налоговый орган обычным письмом или через сайт УФНС России по Пермскому краю.
Будут ли выдаваться заключения о форс-мажоре на договоры аренды?
Мы заключения будем выдавать, если там будет совокупность факторов, свидетельствующих о форс-мажоре. Будет рассматриваться конкретный договор аренды. Почему этот вопрос напрямую не относится к форс-мажору? В договоре аренды одна сторона предоставляет помещение, а вторая – уплачивает деньги. В договорах гражданско-правового характера отсутствие денежных средств не является основанием для форс-мажора. Это прямо указано в 401 статье ГК. Поэтому на сегодня мы таких заключений не выдавали.
Мы обрабатывающее производство, ОКВЭД 10.16. Простояли без работы 2 недели, какую помощь можем получить?
Если ОКВЭД попадает в перечень наиболее пострадавших отраслей, то вы имеете право на все меры поддержки. Если взаимодействуете с какими-то компаниями непрерывного цикла и поставляете для них продукцию, то постарайтесь получить разрешение на работу. Полный реестр размещен на сайте министерства промышленности, предпринимательства в торговли Пермского края. По аренде обязательно писать письмо владельцу или управляющему, просить перенос и сокращение объема платежей. Обязательно это сделайте, чтобы не тратить денег там, где этого можно избежать.
Может ли арендодатель отказать арендатору в доступе к арендным площадям, товару, если есть разногласия, договоренности не достигнуты, оплаты нет?
Надо смотреть, как написано в договоре. На мой взгляд, чаще всего в договоре аренды ограничений к товару не предусмотрено, и это может быть злоупотреблением арендодателем правом. У нас в регионе был случай возбуждения уголовного дела в отношении арендатора, который взял и еще переместил товар, принадлежащий предпринимателю за неуплату арендной платы в другое помещение. Нужно максимально договариваться! Учитывайте риски, в гражданско-правовых отношениях стороны раны. Какое соглашение они подписали, есть ли там условия о блокировке в случае неоплаты? Если есть, тогда это законно, вы сами подписали это. Если этого нет, то действия арендодателя неправомерны, они могут быть обжалованы в суде.
Основной ОКВЭД попадает в список льготных. Но основной доход был от дополнительного вида деятельности. Налоговая говорит, что мы не имеем права на уменьшение УСН, так как основные доходы были нет по основному ОКВЭД.
Для меня здесь есть определенное противоречие. Если вам дали письменный ответ, давайте попробуем это оспорить. У меня есть информация, что налоговые службы сейчас действуют по основному ОКВЭД. Так вопрос никогда не ставился. Поэтому пришлите, пожалуйста, ответ нам для рассмотрения на электронную почту permtpp@permtpp.ru. Если это был разговор по телефону, заканчивайте таким образом вести дела. Нам нужно защищать свои права. Нужен письменный отказ для обжалования. Это условия нашей безопасности, по телефону нам могут говорить все что угодно. Надо проявлять должную осмотрительность, не надо тратить деньги там, где мы можем их не тратить. Используйте сервис УФНС по проверки льгот: https://www.nalog.ru/rn59/business-support-2020/.