На площадке Пермской ТПП состоялось заседание инициативной группы по пассажирским перевозкам, посвященное реформированию системы работы отрасли. Во встрече, помимо перевозчиков, принимали участие представители исполнительной и законодательной власти, ОНФ, прокуратуры и Уполномоченный по защите прав предпринимателей и Пермском крае.
Среди главных изменений в проекте новой транспортной модели: передача функции сбора выручки от продажи билетов муниципалитету, оплата услуг перевозчиков, сходят из объема выполненных работ, новые требования к «возрасту» автопарка, «цифровизация» транспорта, а также увеличение доли муниципальных перевозок. Участники рынка в целом соглашаются с предлагаемыми изменениями, но оправданно требуют более детальной проработки спорных положений и выведения дискуссии в публичную плоскость, ссылаясь на отсутствие диалог а с разработчиком документа – муниципалитетом.
Оценивая предложенную транспортную модель, вице-президент Пермской ТПП Елена Гилязова выразила общее мнение о необходимости изменений и представила результат анализа предлагаемых изменений, который был проведен совместными усилиями Палаты и участников рынка для обсуждения с разработчиками модели. Среди главных проблем на рынке автобусных перевозок были названы: отсутствие финансовой дисциплины муниципалитета; необходимость обновления подвижного состава при полном отсутствии стимулов к этой работе; несбалансированность маршрутов и расписаний без реального механизма их изменения; «гонки» и конфликты на маршрутах; нелегальные перевозки, которые наносят экономический ущерб добросовестному бизнесу; низкий уровень автоматизации системы пассажирских перевозок; большой объем «серой» зарплаты.
По словам Романа Залесинского, начальника департамента дорог и транспорта администрации города Перми, работа по разработке модели будет длиться до декабря 2018 года. Задача власти - оказывать населению качественную социальную услугу, то есть в транспорте должно быть безопасно, комфортно и он должен ходить строго по расписанию. По приведенной Романом Борисовичем статистике, более 50% автопарка на маршрутах старше 10 лет, срок эксплуатации 15-20% автобусов составляет 5-7 лет, новый парк – это всего порядка 150-160 единиц. Много жалоб от пермяков главе города, связаны с количеством пересадок, которые вынуждены совершать пассажиры за одну поездку. Поэтому власти планируют активно привлекать к обсуждению новой транспортной модели рядовых граждан, но в любом случае будет пересмотрена маршрутная сеть в части «кривых» маршрутов (они составляют 15-20% от общего объема), внедрена дисконтная система оплаты транспортных услуг и практика бесплатных пересадок. Для перевозчиков власть готова предлагать длительные рентабельные контракты с индексацией по прогнозам министерства экономического развития РФ и переход на два платежа в месяц: авансовый и окончательный.
Существенными отраслевыми проблемами перевозчики также называли нелегальных и недобросовестных перевозчиков, а также отсутствие остановочных пунктов для автобусов и другой инфраструктуры для соблюдения правил труда и отдыха водителей и кондукторов. По словам Романа Залесинского, уже в осеннюю сессию в Пермскую городскую Думу поступят проекты документов, предусматривающие развитие соответствующей инфраструктуры в Перми.
Власти был предложен ряд консолидированных предложений, чтобы избежать рисков, которые есть у транспортной модели. В частности, чтобы не произошло снижение доходов от продажи билетов, когда с перевозчика снимут ответственность за сбор платы за проезд, надо изменить систему продажи билетов, сделав ставку на новые точки, помимо транспорта, а также скорректировать систему контроля проезда. Также выявлен риск отказа от поддержки малого и среднего бизнеса, которого можно будет избежать при применении системы один лот – один маршрут и направлении средств на развитие городского электрического транспорта. При предложенном в модели акценте на применение цифровых решений для общественного транспорта, от перевозчиков потребуются серьезные финансовые затраты. В этом случае решением может стать ставка на обмен информацией со всеми участниками на основе децентрализованной системы в электронном виде и автоматизированном режиме. Кроме того, по мнению экспертов, предлагаемая модель больше похоже на изменение движения денежных средств, нежели на качественную реформу отрасли. Власти было предложено учесть направления, связанные с автоматизацией и цифровизацией деятельности, борьбой с нелегальным бизнесом, а также создание условий для развития и поддержки конкуренции и малого бизнеса.