Чтобы разобраться в теме, свои усилия объединили два комитета Пермской ТПП: по развитию предпринимательских инициатив и по защите бизнеса, снижению административных барьеров и развитию конкуренции. 17 августа состоялось их совместное расширенное заседание. Мероприятие было инициировано членами Пермской ТПП.
Законопроект предлагался как мера борьбы с распространением недопустимого контента и обеспечения цифровой безопасности, но превратился в попытку монополизации рынка, который строился в нашей стране последние 30 лет.
Предпринимательское сообщество обращает внимание на существенные риски при принятии законопроекта в предложенной редакции: ограничение конкуренции при создании единого оператора, наделяемого внерыночными и неограниченными полномочиями; предоставление ему особого режима получения земель на длительный срок без каких-либо торгов; наделение оператора правом формирования схемы размещения рекламных конструкций во всех регионах; право размещения конструкций на зданиях культурного наследия и другие возможности, которые при действующем законодательстве абсолютно недоступны бизнесу и жестко контролируются.
Вячеслав Белов, вице-президент Пермской ТПП, модератор круглого стола обратил внимание участников, что речь идет не только о деятельности потенциального единого оператора, но и выполнении задачи по обеспечению безопасности государственного масштаба: «Законопроект связан с информационной безопасностью государства и ограничениями, которые надо внести в текущем периоде. Этот законопроект актуален, важен, значим, имеет государственное значение, но с учетом специфики изменений, которые предлагаются, обращаем внимание на несколько моментов и рисков, которые видит бизнес. Часть из них может быть нивелирована или снята. Но мы понимаем, что законопроект вызывает вопросы у бизнеса в том виде, в котором он поступил».
Напомним, что в Пермском крае действуют достаточно жесткие правила благоустройства, которые регулируют количество, места и допустимые форматы размещения рекламных носителей и сообщений. Даже оказание услуг по пассажирским перевозкам предполагает ограничения в размещении рекламы с обязательным соотношением содержания рекламных сообщений. Каждое из них проходит модерацию. Внесенный в Госдуму законопроект предполагает право единого оператора на установление своих правил игры.
Из ключевых региональных рисков участники рынка назвали следующие:
- сокращение количества рекламодателей традиционных стационарных форматов наружной рекламы и, как следствие, закрытие агентств, занятых в оказании услуг по её размещению;
- недоступность наружной рекламы для массового рекламодателя из-за высоких затрат на её производство;
- увеличение сроков согласования рекламы и в последствии рост числа отказов от размещения со стороны заказчиков;
- региональный бюджет лишится существенных доходов от размещения рекламы на своих землях.
Павел Иванов, директор филиала Gallery считает, что в борьбе за кибербезопасность погибнет традиционный рынок наружной рекламы: «Мы сейчас работаем по договорам до 2028 года с департаментом экономики администрации города Перми, места получили на торгах. Представим, что этот законопроект проходит, и в нашем городе появляется единый цифровой оператор. На текущий момент у нас нет цифрового контента в городе, а оператор имеет неограниченные возможности. У него есть большое конкурентное преимущество. У нас контракты на 10 лет, он заходит на 30 лет. Наше дальнейшее участие в торгах на цифровые форматы бессмысленно. Статичная конструкция рядом с цифровой проигрывает, «вау-эффект» у неё выше. Единый оператор, невзирая на архитектурный облик, поставит свои конструкции. Мы не сможем, а он сможет. Отраслевые ГОСТы для него также не существуют. Мы соблюдаем расстояние до перекрестка, а он нет. Где хочет, там и поставит. О какой конкуренции может идти речь?»
Законопроект уже вызвал большой резонанс на федеральном уровне и по сути впервые заставил объединиться операторов наружной рекламы, владельцев цифровых сервисов объявлений и других профильных агентств. Большинство компаний на этом рынке имеет федеральное присутствие, поэтому дискуссия разворачивается не только в Москве, но и во многих городах страны независимо от масштаба. В настоящий момент собрано порядка 30 негативных отзывов на законопроект, свои заявления против монополизации рынка выпустили профильные министерства, ведомства и главы территорий.
Игорь Бандорин из медиагруппы «РИМ» (Казань) считает Пермь очень привлекательной точкой для работы единого оператора: «Пермь – крупный город, миллионник, на карте России занимает значимую позицию. Если законопроект будет принят в текущей редакции, то оператор разместит не 5-10-50 экранов, а намного больше. Администрации городов еще должны будут оказать содействие в подключении его конструкций в местах, которые оператор выберет себе для размещения. Остальные участники рынка должны будут транслировать контент на своих экранах только с помощью данного оператора. То есть оператор будет агрегировать не только свой контент, но и будет получать информацию со всех остальных экранов».
По итогам заседания Пермская ТПП соберет и обобщит предложения от компаний Пермского края и направит их в Ассоциацию торгово-промышленных палат Уральского федерального округа. Консолидированное мнение будет направлено в ТПП РФ, которая также уже готовит заключение по данному законопроекту.
Если у вас есть предложения по изменению положений законопроекта с учетом опыта работы по размещению рекламы на разных носителях в цифровом формате, пожалуйста, направьте их секретарю Комитета по защите бизнеса, снижению административных барьеров и развитию конкуренции Владимиру Халдееву по электронной почте: khaldeev@permtpp.ru.