Представители частных охранных предприятий Пермского края отмечают, что сейчас для них остро стоит проблема демпинга при участии в закупочных процедурах - ряд компаний, не имея возможности обеспечить должное качество предоставляемой услуги, тем не менее, заявляется к участию в закупках, занижая стоимость своей услуги и в результате выигрывает торги – такая ситуация лишает заказчиков возможности получить качественную услугу, а добросовестным охранным предприятиям создает преграды для полноценного участия в закупках.«У нас при Пермской ТПП очень активная Гильдия организаций, осуществляющих охранную деятельность. Мы очень внимательно на системной основе рассматриваем вопросы отрасли и то, что продолжаем двигаться – это очень важно, у нас меняется отношение на уровне края к вопросам охраны, и я надеюсь, что мы найдем новые инструменты взаимодействия», - подчеркнул вице-президент Пермской ТПП Вячеслав Белов.
Сегодня бизнес охранной отрасли продолжает активный поиск новых решений вопросов ценообразования услуг охраны и оплаты труда охранников, в первую очередь на объектах государственного заказа; повышения качества оказания охранных услуг, в первую очередь на объектах с массовым посещением граждан; организации взаимодействия с органами госконтроля, в том числе по вопросам риск-ориентированного подхода.
Для регулирования ценообразования услуг охраны и оплаты труда сегодня в отрасли применяются Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2020 г. № 645, в соответствии с которым Росгвардия наделена правом определять метод формирования НМЦК на закупку охранных услуг для государственных и муниципальных нужд, а также Приказ Росгвардии от 15 февраля 2021 г. № 45 (приказ 45), утверждающий Порядок определения НМЦК при осуществлении закупок охранных услуг при осуществлении закупок охранных услуг для государственных и муниципальных нужд.
Как подчеркивают представители охранной отрасли, если цена охранных услуг, ниже стоимости, определенной Порядком, то исполнитель по договору охраны вынужден работать с заведомым нарушением действующего трудового и налогового законодательства (не оформление охранника в штат организации, выплата «серой» заработной платы, уклонение от уплаты иных налогов).
Отдельно во время заседания Гильдии участниками встречи были предложены пути повышения качества услуг, во-первых, с помощью стандартизации. Как отметил один из участников встречи, директор научно-исследовательского центра «Безопасность» Олег Климочкин, на сегодняшний день действует Национальный стандарт ГОСТ Р – документ по страндартизации, который утвержден Росстандартом по результатам экспертизы в Техническом комитете по данной области страндартизации. В нем для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики работы или услуги, а также связанные с этим процессы, системы менеджмента, процедуры оценки соответствия.
Национальный стандарт не является обязательным для всех участников рынка, но может использоваться заказчиком для включения в условия по конкурсам и тендерам на охранные услуги в качестве оценки деловой репутации участника.
Также Олег Климочкин сообщил, что система стандартизации утверждена Федеральным законом от 29.06.2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Формирование национальных стандартов в сфере охраны и безопасности обеспечивает Технический комитет по стандартизации «Антитеррористическая и охранная деятельность» при Росстандарте.
В качестве еще одного способа повышения качества услуг было рассмотрено применение системы сертификации.
Напомним, что в 2019 году Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС) выступило создателем Системы добровольной сертификации «Охрана и безопасность» (СДС «Охрана и безопасность»), которая была зарегистрирована в Едином реестре систем добровольной сертификации Росстандарта за номером РОСС RU. 3170.040х50.
Кроме того, по мнению участников, заседание повышение качества услуг может достигаться через изменение величин значимости критериев оценки при закупках охранных услуг:
- значимость стоимостных критериев оценки - 40%;
- значимость нестоимостных критериев оценки – 60%
Отдельное внимание представителей охранного бизнеса было обращено на проведение экспертизы качества услуги и общественного контроля.
Так было отмечено, что Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в пункте 3 статьи 94 устанавливает, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом заказчик или приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения даже при проведении приемки работ приемочной комиссией.
В завершение заседания участники Гильдии поделились своим опытом участия в закупках и обменялись мнениями по поводу обсуждаемых во время встречи, вариантов повышения качества услуг.«В данном вопросе надо надо понимать, что 44-ФЗ в наименьшей степени из всех своих императивных норм регулирует слово «приемка», т.е. сфера приемки в большей степени отдана на откуп заказчиков и как в договоре прописаны эти условия приемки, так они и будут работать. Поэтому в данном случае экспертному сообществу необходимо работать с заказчиком, т.е. обязывать значительную долю внимания уделять именно приемке, - прокомментировала Марина Пашиева, статс-секретарь - заместитель министра, начальник управления организационно-правового обеспечения Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края. - «Приемку» нужно детализировать в контрактах. Возможна методологическая работа по выработке критериев и рекомендаций по приемке».