Во встрече принимали участие представители краевых Министерства образования и науки, Министерства транспорта, Пермского национального исследовательского политехнического университета, руководство Пермской ТПП, члены экспертного совета АНО «ПРАРК», а также работодатели из транспортной отрасли краевого муниципального и частного сектора.
Участники собрались вместе для того, чтобы оценить положение дел в сфере подготовки кадров для автотранспортной отрасли Пермского края, рассмотреть различные варианты участия бизнеса в процессе подготовки кадров, получить от потенциальных работодателей обратную связь и обсудить варианты дальнейших совместных действий.
На сегодня перед Пермским национальным исследовательским политехническим университетом возникла проблема в подготовке молодых кадров для автотранспортной отрасли - на текущий учебный год университет не получил бюджетные места на этот профиль подготовки. В связи с этим проректор по учебной работе ПНИПУ Николай Лобов выразил опасение - без бюджетных мест проблематично набрать студентов на специальность, что влечет за собой такие негативные последствия для транспортной отрасли региона, как отсутствие подготовленных квалифицированных молодых кадров на предприятиях автотранспорта. Кроме того, высок риск утечки потенциальных специалистов (выпускники школ отправятся учиться в другие регионы и в Пермский край могут не вернуться).
К слову, по запросу бизнеса и в связи с актуальными требованиями современности в университете, на кафедре «Автоматизация и технологические машины» обсуждается вопрос подготовки специалистов по новому профилю, на стыке электротехники и автомобильного сервиса.Без востребованности наших выпускников бизнесом, при отсутствии интереса в получении этой профессии, без студентов по целевым направлениям, которых мы могли бы для вас подготовить нам дальше двигаться будет невозможно, - обратился к работодателям Николай Лобов. - Мы готовы пересмотреть программу, делать ее такой, чтобы это было интересно бизнесу и структурам, которые принимают на работу наших выпускников».
На пути к решению проблемы, касающейся привлекательности направления для выпускников школ, заместитель министра образования Пермского края Екатерина Черепанова обратила внимание на важность правильного привлечения школьников, которое заключается в грамотном построении маркетинговой стратегии по продвижению специальности. Учитывая потребности современной молодежи, при продвижении важно визуализировать профессиональное будущее студента – сформировать карту конкретных профессий, возможно с вовлечением компаний по поиску и подбору персонала, чтобы студент понимал, кем он сможет работать после выпуска и как сможет развиваться в своей сфере занятости.
На сегодня перед регионом стоит задача не дать уехать кадрам, а тех, кто уже уехал, привлечь обратно. Например, одним из методов достижения может стать целевое обучение, однако здесь необходим запрос работодателей, какие кадры им нужны, чтобы принять их в ряды своих сотрудников. Как отметила Екатерина Черепанова, если работодатели готовы включаться в обучение студентов по целевому направлению, то сейчас тот период, когда регион в лице Правительства края готов подключиться к этим механизмам.
|
Президент Пермской ТПП Олег Жданов дополнительно подчеркнул, чтобы не потерять специалистов отрасли из-за провала в подготовке кадров, работодателям сейчас важно сформировать запрос для учебных организаций, спрогнозировав, в чем будет заключаться потребность компаний и какие им будут нужны специалисты. Он призвал бизнес не игнорировать предложение поучаствовать в схеме государственной подготовки, настроить эту систему и сделать ее полезной для предпринимательского сообщества. В противном случае существует риск, что бизнесу придется развивать собственные учебные центры и готовить специалистов, которые придут первоначально с совершенно другим образованием, или поднимать уровень зарплаты и привлекать людей с других территорий – и в том, и в другом случае это затраты.
Работодатели в свою очередь отмечают, что у них существует постоянная потребность в квалифицированных кадрах, особенно в сфере ремонта и обслуживания техники. Вместе с тем они отмечают конкретные направления, которые кафедре необходимо развивать, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда:
- популяризация направления среди выпускников школ с демонстрацией перспективности обучения именно этой профессии;
- ориентация образовательной программы на цифровые инновационные технологии, связанные с эксплуатацией и обслуживанием транспорта;
- подготовка специалистов широкой направленности, что позволит при принятии на работу не переучивать сотрудника.
В целом работодатели отмечают готовность к сотрудничеству и готовы принимать студентов на практику, где те будут получать опыт работы с новыми технологиями, а также поддержку в подготовке и курировании выпускных квалификационных работ.
В завершение заседания круглого стола, проанализировав существующие проблемы, участники сформировали ряд предложений, в том числе:
- предложение в адрес Министерства транспорта Пермского края сформировать при Общественном совете постоянно действующую рабочую группу по кадровой политике и подготовке специалистов с высшим образованием для автотранспортной отрасли;
- предложение в адрес Министерства образования Пермского края совместно с рабочей группой Министерства транспорта, определить приоритеты развития необходимых направлений и уровней подготовки кадров для автотранспортной отрасли: бакалавриата, магистратуры, специалитета;
- предложение руководителям автотранспортных предприятий, предприятий автомобильного сервиса и сервиса строительно-дорожных машин всех форм собственности в 2021 году максимально использовать возможности по целевому обучению на бюджетной основе, с целью изменения негативных тенденций по подготовке кадров с высшим образованием в отрасли.