Доллар крепнет относительно основных мировых валют. Это приводит к тому, что цены на основные товары во всем мире оказываются в низкой фазе. Соответственно в низкую фазу переходят и котировки акций. Такой период будет продолжаться как минимум три, а то и четыре года. Это подтверждают многие исследователи, в том числе и глава Комитета ТПП РФ по финансам Яков Миркин.
В таких условиях трудно рассчитывать на спрос населения, спрос бизнеса в качестве основных источников роста. Предполагаемые сложности с бюджетом не позволяют в полной мере надеяться и на государственный спрос. Однако источники роста не иссякли. У нас остается спрос мировой. По крайней мере та его часть, которая приходится на страны со стабильно растущей экономикой. И еще остается тот сектор внутреннего спроса, который напрямую связан с работой по импортозамещению.
Надо иметь в виду, что по этому направлению перспективы развития у нас неплохие. Причем росту способствуют именно те обстоятельства, которые для другой части экономики играют в минус.
С известной долей уверенности можно предположить, что санкции, скорее всего, не будут сняты ни в этом году, ни в следующем. Соответственно, такая же судьба ждет и антисанкции. Добавим к этому девальвацию рубля, которая неизбежно происходит на фазе роста доллара.
И еще активность государственных органов, которая не наблюдалась на других фазах подобных циклов в части поддержки импортозамещения. Ее можно проиллюстрировать переориентацией государственных институтов развития и многих государственных программ на поддержку таких проектов.
В то же время существует немало экспертов, которые распространяют различные негативные мифы об импортозамещении. Мы сейчас разворачиваем работу, и она будет проводиться все последующие пять лет, для того чтобы по возможности сбивать их активность, развенчивать такие мифы, давать конкретные примеры реализации импортозамещающих проектов. Причем как в тех случаях, когда они являются результатом деятельности торгово-промышленных палат, государственных органов, так и в тех, когда это – результат естественных процессов. Потому что многие проекты реализуются на основе исключительно инициативы конкретных предпринимателей без какой-либо поддержки.
В таких условиях было бы целесообразным максимальное участие в деле развития импортозамещения членов торгово-промышленных палат, экспертов комитетов, советов, потому что это действительно одно из немногих направлений работы, которые реально могут давать результаты в последующие годы.
Если рассматривать Торгово-промышленную палату России как элемент «большой четверки», то надо сказать, что на самом деле это – элемент ключевой. И по охвату предпринимательского сообщества, и по количеству проводимых мероприятий, и по уровню участия в работе государственных и негосударственных институтов. Поэтому ее участие в комплексной помощи предпринимателям, в их контактах со всевозможными организациями поддержки реального бизнеса должно быть соответствующим.
В частности, это касается деятельности, связанной с Фондом развития промышленности (ФРП). Он предоставляет займы для предприятий реального сектора российской экономики сроком на пять лет под пять процентов годовых. Похожих условий на рынке кредитования в России просто нет. Что нужно от территориальных торгово-промышленных палат, от комитетов и от советов? Получить минимум 100 качественных проектов для того, чтобы минимум 30 из них прошли и получили финансирование по линии Фонда развития промышленности. Достойная цель для того, чтобы побороться за ее реализацию.
Конечно, соответствующие органы ТПП РФ должны нести определенную ответственность за те проекты, которые они подают. И эта ответственность должна распространяться также и на проекты, которые будут подаваться в другие государственные институты развития.
Понятно, что кроме помощи со стороны общественных бизнес-объединений нужна и четко выраженная государственная политика. Например, во всех странах, где проходили заметные экономические преобразования, центральные банки активно покупали облигации соответствующих институтов развития.
На 40 млрд рублей, которые уже выделены на два года ФРП, можно было бы сэмитировать облигации еще на 400–450 млрд рублей. По тем правилам, по которым сегодня действует фонд, на каждый его рубль привлекается 3-4 рубля собственных средств заявителей. Тем самым можно было бы сгенерировать в совокупности уже 2 трлн рублей только по линии одного ФРП. Но для этого необходимы совместные усилия, давление на Центральный банк, чтобы соответствующие программы были сформулированы и запущены.
На бюджет здесь рассчитывать не приходится, но на ЦБ можно. Поскольку Фонд предоставляет займы, выкупить облигации подобного института – абсолютно нормальная деятельность Центробанка.
Огромный потенциал есть и у других институтов развития. Поэтому в ближайшие пять лет ТПП РФ, опираясь на мнение предпринимателей, являющихся ее членами, могла бы оказать влияние на власти, чтобы обеспечить инвестиционный потенциал для российского бизнеса. Потому что три-четыре следующих года будут очень непростыми. И без доступа к дешевому финансированию, которое в свою очередь запустило бы еще и банковский механизм в пользу всех предпринимателей, а не только самых крупных игроков российского рынка, пройти его будет очень сложно.