Авиаперевозки грузов:
-
На китайском направлении наблюдается стабилизация ситуации и снижение цен.
-
В конце декабря состоится первый прямой рейс из Владивостока в специальный административный район Китая Макао.
-
Air China в декабре запустит прямой авиамаршрут между Чэнду (Юго-Западный Китай) – Алматы (Казахстан).
Автомобильная доставка грузов:
-
Госдума приняла закон о федеральном реестре перевозчиков. С 1 марта 2027 года для легальной работы с транспортом тяжелее 3,5 тонн потребуется обязательная регистрация в едином госреестре на платформе «ГосЛог». В него нужно будет внести данные компании, ВСЕХ грузовиков (с подтверждением права владения).
-
С 1 марта меняются правила электронной очереди для грузовиков на границе. Теперь компанию могут временно отключить от системы за две отмененные или две неисполненные брони подряд по одному грузовику, девять отмен по компании в месяц, а также за четыре неисполненных брони по компании в месяц. С 1 сентября очередь подключат к межведомственным базам и российских перевозчиков будут автоматически проверять на наличие международного допуска, а иностранные компании не смогут бронировать очередь при наличии неоплаченных штрафов «Платона» и весогабаритного контроля.
-
11 февраля стартует первый этап обязательного применения навигационных пломб на территории стран Евразийского экономического союза. Эта инициатива затронет продукцию алкогольной и табачной промышленности, а также товары массового потребления, перевозимые автомобильным и железнодорожным транспортом.
Европейское направление
-
На утро понедельника около 2 тысяч транспортных средств ожидают въезда в ЕС.
-
Самый загруженный польский погранпереход Кукурыки (Козловичи) – 1 175 автомобилей. За двое суток сопредельная сторона приняла на свою территорию 52% авто от нормы. Въезда в Польшу через Бобровники (Берестовица) ожидают 166 большегрузов, его службы оформили 16% от нормы.
-
Въезда в Литву ожидают 490 фур. Меньше всего транспорта за выходные дни пропустили в Мядининкае (Каменный Лог) — лишь 12% большегрузов. Перед погранпереходом Шальчининкай (Бенякони) находятся 200 грузовиков, через него проследовало 34% авто от нормы.
Турция и южное направление
-
На утро 22 декабря Верхний Ларс открыт для всех видов транспорта. Согласно данным электронной очереди проезда ожидают более 2100 машин. Очередь на вход в Грузию занимает 4-5 дней, со стороны Грузии – очередь меньше: 1-2 дня.
По-прежнему в этом направлении доступны автоперевозки на пароме из Турции, однако в последние недели наблюдались сбои графиков, связанные с погодными условиями. Лучше бронировать места заблаговременно.
Министерства транспорта России и Китая подписали протокол, касающийся международных автомобильных перевозок опасных грузов. Согласно подписанному нормативному акту, перечень опасных грузов, допущенных к транспортировке между РФ и КНР, увеличен с 22 до 154 наименований. Изменения расширят возможности российских и китайских потребителей и экспортеров продукции нефтегазохимической промышленности и укрепят российско-китайское стратегическое партнерство. Напомним, что Китай не является стороной Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR).
Перевозки через переход Забайкальск/Маньчжурия:
-
Переход работает в условиях повышенной загруженности, бронирование необходимо делать заблаговременно за 2 недели до предполагаемой даты заезда. Получать дополнительные места на заезд или переносить слоты достаточно сложно.
-
Следует отметить, что в МАПП «Забайкальск» в декабре начала действовать новая система мониторинга и информирования водителей об очередности ожидания прохождения таможенного оформления.
-
Водитель получает талон электронной очереди в специальном терминале, расположенном в зале таможенного оформления, указав государственный регистрационный знак транспортного средства и характер провозимого груза, очередь отображается на информационных табло.
-
Зимние погодные условия влияют на сроки доставки грузов - сложные дорожные условия в Забайкальском крае приводят к образованию многокилометровых заторов и периодическим закрытиям дорог для грузовиков.
Перевозки транзитом через Казахстан:
Продолжается практика назначения массовых досмотров со стороны казахстанской таможни в отношении грузов, следующих в Россию и Беларусь. На всех переходах казахстанско-китайской границы есть скопление транспортных средств, ожидающих дополнительного контроля.
Переходы все еще работают в условиях высокой загрузки, грузопоток не спадает – клиенты стремятся получить грузы до наступления праздников. Наблюдается ухудшение погодных условий, из-за снегопадов происходит периодическое закрытие участков дорог для большегрузов.
Обстановка на основных переходах с Китаем:
-
Майкапчагай/Зимунай – переход свободен, затруднений нет.
-
Бахты/Покиту – бронирование заезда возможно примерно через неделю от текущей даты.
-
Достык/Алашанькоу – есть проблемы с бронированием, необходимо брать слоты заблаговременно (примерно за 1,5-2 недели до предполагаемой даты заезда). Периодически проезд к переходу закрывается из-за снегопадов.
Морские и железнодорожные перевозки:
Морские перевозки:
-
Наблюдаются задержки выхода судов из китайских портов. Средний срок задержки – 7 дней.
-
На декабрь мест практически нет. Букинги принимаются на январь, ожидаем обновление тарифов.
Ж/д перевозки:
-
Тарифы на прямое ЖД стабильны, средний срок ожидания формирования поезда – 5-7 дней.
-
Количество досмотров на границе с Казахстаном снизилось, средний срок ожидания перегрузки – 6-8 дней. Основой поток направлен через Монголию и Забайкальск.
Внешнеэкономическая деятельность:
В конце 2025 года разрешилась интрига с порядком уплаты Экологического сбора для ввозимых, с 1 января 2026 года, в РФ товаров. Решение о введении уплаты Экологического сбора до или в момент таможенного оформления товаров, на которые он должен уплачиваться, не состоялось. На 2026 и 2027 годы оставлен прежний порядок формирования отчета по Экологическому сбору, в отношении ввезенных участником ВЭД товаров, и его уплаты. С 2028 года этот порядок возможно будет пересмотрен.
Денис Кива является экспертом в области логистики, таможенного сопровождения и ВЭД.
Материалы: ООО «Траско» в городе Пермь
