О главных темах социального бизнеса рассказывает директор Российского микрофинансового центра Михаил МАМУТА.
– Михаил Валерьевич, в России пока мало кто знает, что такое социальный бизнес. Но более чем в двадцати странах мира этот вид деятельности весьма успешно развивается. Поясните, что такое все-таки социальное предпринимательство?
– Это, пожалуй, для нас очень важный вопрос. Наше определение совпадает с классическим европейским понятием. Социальное предпринимательство – это бизнес или предприятие, которое работает на принципах самоокупаемости, но при этом своей основной целью имеет не извлечение прибыли, а достижение определенных социальных целей. Та прибыль, которая извлекается, направляется на расширение предприятия либо тем бенефициарам, ради которых оно работает.
Возникает хороший вопрос: что же такое социальные цели? И здесь нет единого ответа, потому что социальные цели не являются постоянными, это переменная величина. И даже в такой большой стране, как Россия, проблемы, которые в Москве давно решены, в регионах только начинают разрешаться.
Например, проблема частных детских садов. В Москве их много и они вполне устойчиво себе работают, потому что здесь большой платежеспособный спрос. А в регионах это проблема проблем. Там те, кто берется за эти проекты, решают огромное количество задач. Безусловно, это социальные проекты, потому что их основная задача – обеспечить для детей возможность развиваться.
Второй пример – это борьба с наркоманией. Существуют определенные социальные предприятия, где отдается предпочтение тем людям, которые избавились от наркотической зависимости. Им очень важно помочь в этот сложный жизненный период и дать какую-то опору для того, чтобы они смогли чувствовать себя полноценными членами общества. Таких примеров очень много.
– Осуществляется ли поддержка таких социальных проектов?
– Важно, чтобы в поддержку этого механизма было широкое общественное движение. Торгово-промышленные палаты могут сыграть очень большую роль в развитии и продвижении этой концепции.
Во-первых, они могут и должны быть центрами компетенции по развитию социального бизнеса на местах, ведь это членские организации. Надо открыть двери малым социальным предприятиям, поддерживать их, обеспечивать необходимой консультационной помощью.
Во-вторых, палаты могут быть партнерами в программе Минэкономразвития России по поддержке социального предпринимательства. Есть специальные механизмы, в том числе и субсидии на создание центров поддержки социального бизнеса. Торгово-промышленные палаты вполне могли бы быть как одними из участников таких центров, так и их активными сторонниками.
– Чего ждут предприниматели от Дня социального бизнеса?
– В России этот день будет проводиться впервые, скорее не как праздник, а как некая общественная инициатива. Она поддерживается министерством экономики и Советом Федерации, а также Государственной Думой. Поэтому я не исключаю, что со временем она трансформируется в официальный праздник. В свое время так произошло с Днем финансиста и Днем российского предпринимательства.
Действительно, мы в этой дате присоединились к международной сложившейся традиции. Несколько лет этот праздник отмечается более чем в двадцати странах мира, в частности в Германии, Франции, Италии, США и многих странах Азии.
28 июня – День социального бизнеса в России. О главных темах социального бизнеса рассказывает директор Российского микрофинансового центра
28 июня – День социального бизнеса в России. О главных темах социального бизнеса рассказывает директор Российского микрофинансового центра
28 июня 2013