11 июня с.г. завершился семинар по франчайзингу, который проводился Пермской торгово-промышленной палатой совместно с голландским специалистом. <br> <br>В течение нескольких лет Палата успешно работает с голландской программой содействия управлению NMCP. Для пермских специалистов , с участием голландских специалистов, уже проводились семинары по вопросам маркетинга, гостиничного бизнеса, PR-технологий, логистики, ипотеки в жилищном строительстве, субконтрактинга. На прошедшем семинаре, который назывался «Франчайзинг от «А» до «Я», в течение рабочей недели руководители предприятий самых различных видов собственности, юристы, шаг за шагом постигали премудрости азбуки франчайзинга. Семинар проводил руководитель проекта по франчайзингу, его разработчик, один из ведущих специалистов NMCP, главный редактор журнала «FUN” (“Франчайзинг в Нидерландах”), г-н Ян Беземер, имеющий практический опыт работы в области франчайзинга, в т.ч. в России и , в частности, в Перми. Его семинары проводятся во многих странах мира: США( родине франчайзинга), Великобритании, Венгрии, Словении и т.д. <br> <br>Желание России вступить в мировое экономическое сообщество в качестве равноправного партнера, поставило перед отечественной экономикой новые важные задачи. Обострилась проблема неконкурентоспособности значительного количества российских товаров и услуг. <br> <br>Франчайзинг является одним из важнейших инструментов развития всего предпринимательства в мире и , в особенности, неоценима его роль в деле развития малого и среднего бизнеса. С каждым годом растет число предприятий строящих свое развитие на основе этой схемы. Применение франчайзинга российскими предпринимателями позволяет им сократить затраты при расширении бизнеса, выходе в другие регионы, способствует внедрению эффективных технологий и стандартов производства, а также служит незаменимым средством повышения известности и конкурентоспособности российских товарных знаков. Одним из главнейших преимуществ франчайзинга является способность преодолевать государственные границы и огромные пространства, объединяя партеров, в том числе и из разных стран. <br> <br>Преимущества франчайзинговой системы помогли удовлетворить огромные потребности в потребительских товарах и услугах в послевоенной Европе. В 70-е годы франчайзинговые системы получили новый импульс к развитию, поскольку массовое создание предприятий малых и средних форм нашло серьезную поддержку профессиональных франчайзеров. По статистике из всех вновь образованных предприятий 65% прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм созданных в рамках франчайзинга - только 9%. <br> <br>В настоящий момент российские предприятия различных отраслей и форм собственности , в условиях нестабильности экономики, вынуждены вести поиск таких организационных структур, которые позволят им обеспечить необходимую конкурентоспособность и устойчивость предприятия на внутреннем рынке и схема франчайзинга как раз соответствует этим условиям. <br> <br>Франшиза обосновалась в России в 1992 году, когда фирма Баскин Робинс продала свою первую франшизу . В настоящий момент в России действуют более 100 точек этой фирмы. Обратимся к пермскому опыту франчайзинга. <br> <br>Всем известна программа 1С- это франчайзинговая схема. «Эконика» , «Монарх», «Chikken», , «Лавка жизни», автозаправки «Лукойл», «Баскин Роббинс» - вот примерный перечень только пермских предприятий, работающих по схеме франчайзинга. <br> <br>Трудно найти отрасль, в которой невозможно построить бизнес по схеме франчайзинга. Франчайзинг (франшиза по-русски) , охватывает все более широкий перечень динамично развивающейся сферы услуг, таких как :предприятия быстрого питания, системы автозаправок, автомастерские, аптеки, компьютерные услуги, химчистки, рестораны, гостиничный бизнес и многое другое. Получает распространение франчайзинг и в производстве. По договору франшизы пользователю, на определенных условиях, передается разработанная , внедренная и успешная система ведения определенной деятельности, включая права на интеллектуальную собственность, право действовать под фирменным наименованием, а также коммерческую информацию и опыт ( «ноу-хау»), которая включает профессиональное обучение, создание сбытовой системы, системы фирменного обслуживания клиентов, рецепты фирменных блюд и многое другое. <br> <br>В рамках семинара состоялась презентация пермской фирмы «Алендвик» , которая первая в Перми начала работу пго франчайзингу. Первой франшизой, которую приобрел «Алендвик» весной 1998 г. стала франшиза известной фирмы «Баскин Роббинс», которая , как уже говорилось выше, имела опыт работы в России. Приятной неожиданностью для г-на Яна Беземера, как он сам заметил, явилось то, что во времена дефолта, который случился в том, для подавляющего большинства фирм тяжелом 1998 году, фирма «Баскин Роббинс» показала себя как настоящий, верный партнер и друг «Алендвика». Как прокомментировал уважаемый консультант « ему было приятно увидеть франчайзинг с «человеческим лицом». Успешный опыт работы по франчайзингу вдохновил «Алендвик» на дальнейшее развитие бизнеса в рамках франчайзинга и в 2000 году фирма приобрела франшизу у английской фирмы «SFS». В настоящее время у «Алендвика» на территории Перми и Пермской области уже 3 точки фаст –фуда под фирменным наименованием “Сhicken «Цыплята по-английски». На примере «Алендвика» очень хорошо можно было увидеть различия между «жесткой» франшизой («Баскин Роббинс»)и «умеренной» или «мягкой» франшизой (“SFC”). На протяжении всего семинара теория подкреплялась практикой, причем , что очень существенно, опытом пермской фирмы. Кстати , на семинаре присутствовали представители руководства ОАО «Птицефабрика «Пермская», которые являются поставщиком «Алендвика» в рамках франшизы «Цыплята по –английски» и их пример успешного и длительного сотрудничества вызвал живой интерес у участников семинара. <br> <br>Кстати, «Птицефабрика «Пермская» также отметила, что во времена дефолта 1998 голландская фирма-лизингодатель также проявила понимание и дружеское участие, что позволило нашему предприятию благополучно расплатиться по лизинговой сделке. Вот такие «живые» примеры из опыта наших фирм во многом способствовали лучшему пониманию такой непростой темы семинара, как франчайзинг. По ходу семинара, тонкости терминологии, юридических особенностей российского законодательства в области франчайзинга и интеллектуальной собственности комментировала Н. Мурумаа, директор регионального центра интеллектуальной собственности Пермской ТПП. Переводчиком на семинаре была также сотрудник Пермской ТПП Н.Гашкова. Все участники отметили в анкетах слушателей семинара высокую организацию семинара, перевод, прекрасное знание предмета и богатый практический опыт консультанта, его обаяние и талант лектора. В свою очередь г-н Ян Беземер выразил искреннюю благодарность в адрес Пермской ТПП за высокую организацию семинара|, теплый, дружеский прием , а также слушателям за их заинтересованность и активное участие в работе семинара. Всем участникам семинара были выданы сертификаты NMCP. Некоторые фирмы всерьёз задумались о возможности развития своего бизнеса через франчайзинг, а не путем открытия новых филиалов. По окончании семинара одна из фирм пригласила г-на Я. Беземера в свой офис для консультации, что также свидетельствует о высокой степени удовлетворенности и заинтересованности участников семинара. В Перми франшиза (договор коммерческой концессии) только “набирает обороты”, но за ней, безусловно, большое будущее. <br> <br> <br><i>Директор РЦИС Пермской ТПП <br>Н.Н. Мурумаа</i>
11 июня с.г. завершился семинар по франчайзингу
11 июня с.г. завершился семинар по франчайзингу, который проводился Пермской торгово-промышленной палатой совместно с голландским специалистом.
16 июня 2004