ЕДИНЫЙ НОМЕР +7-342-235-78-48
Вернуться к списку

ТПП Информ: Чем помог Антикризисный план правительства малому бизнесу

25 Сен 2015. Источник: www.tpp-inform.ru // импортозамещение
кризис.jpg

Сегодня Госдума России планирует заслушать антикризисный отчет правительства и Центробанка. Напомним, что "План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности" был принят правительством в январе 2015 года.

План содержит ряд ключевых направлений. В частности, раздел «Активизация экономического роста» включает в себя меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта, снижение издержек бизнеса, поддержку малого и среднего предпринимательства.

В обсуждении хода реализации плана принимают участие и эксперты Торгово-промышленной палаты РФ.

В декабре 2015 исполнится год с момента принятия Антикризисного плана. Он был призван «оздоровить» российскую экономику путем реализации прописанных в нем первоочередных задач.

Отдельным перечнем в Антикризисном плане значатся меры по поддержке малого и среднего предпринимательства. Сегодня можно сказать, что работа в этом направлении проведена большая, но, тем не менее, многое еще предстоит сделать.

Одной из первых реализованных мер стало введение «налоговых каникул».По данным мониторинга открытых источников информации, проведенного ТПП РФ, на сегодняшний день законы о внедрении «налоговых каникул» для малого бизнеса приняты и вступили в действие в 70% регионов России.

Не так давно (№ 232-ФЗ от 13 июля 2015 г.) были внесены поправки в Налоговый кодекс, которые закрепили право субъектов РФ устанавливать ставки ЕНВД в пределах от 7,5 до 15 процентов для налогоплательщиков на УСН с объектом налогообложения «доходы» - с 6 процентов до 1 процента. Был расширен с 47 до 63 перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на патентную систему налогообложения. Это, безусловно, еще несколько шагов к улучшению условий для ведения бизнеса в стране.

Тем не менее, требуются дальнейшие меры по снижению налоговой нагрузки на бизнес, которые заключаются в следующем.

Что касается «налоговых каникул», ТПП РФ намерена продолжать настаивать на их распространении на организации, и закреплении права малых предприятий по собственному желанию платить НДС при применении специальных налоговых режимов.

Эксперты говорят о необходимости проработки вопроса о переходе с метода начисления налогов на кассовый метод.

Метод начисления, закрепленный сегодня в Налоговом кодексе, обязывает предприятия учитывать выручку по дате выставления счёта или отгрузки, рассчитывать налог, сдавать отчёты, в то время когда деньги на уплату налогов ещё не поступили.

Опасность для экономики страны расчёта выручки (дохода) предприятий методом начисления проявляется всё отчётливее. Всё большее количество предприятий при официально благоприятной отчётности испытывает серьезную нехватку оборотных средств. Реальный поток денежных средств всё сильнее отличается в меньшую сторону от расчётного по методу начислений, который определяет и налоговую базу, делая её всё менее достоверной.

Сумма начислений по налогам на прибыль и НДС на отсутствующий в «кассе» доход составляет сотни млрд. рублей.

В связи с тем, что в данный момент оборотные средства стали значительно дороже (с повышением кура валюты и ключевой ставки ЦБ), есть целесообразность проработать возможность возвращения к реальной налоговой базе.

Кроме того, экспертное сообщество продолжает говорить о необходимости отмены налога на имущество для бизнеса, работающего на спецрежимах, о продлении срока действия привычной для бизнеса «вменёнки».

Доступный вход в бизнес – это залог популярности профессии предпринимателя среди населения. Этому будет способствовать введение института «самозанятых граждан», позволяющий людям вести законную предпринимательскую деятельность без лишних формальностей. В работе над соответствующим законопроектом в настоящий момент участвуют эксперты Торгово-промышленной палаты.

По итогам апрельского заседания Госсовета было поручено провести инвентаризацию существующих неналоговых платежей и представить предложения по снижению нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства по таким платежам.

Наряду с исполнителем данного поручения, Минэкономразвития России, Торгово-промышленная палата исследовала этот вопрос. Результат получили схожий: бизнес сегодня испытывает колоссальную нагрузку вследствие вынужденной необходимости уплаты более 70 видов неналоговых платежей.

Сформированная на основе полученной информации оценка величины некодифицированных платежей составляет 577,03 млрд. руб. или 0,808% от ВВП за 2014 год. Данная оценка является предварительной, так как не учитывает отдельные виды платежей и пошлин, аналогичных налогам и сборам. Стоит отметить, что по итогам 2015 года, данная величина может достигнуть значения 1% от ВВП вследствие введения дополнительных статей сборов, таких как, экологического сбора, взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве, платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам транспортными средствами массой свыше 12 тонн (43,8 млрд. рублей в 2015 году).

ТПП РФ предлагает ввести обязательную экспертизу Правительством РФ актов, предусматривающих введение или увеличение неналоговых платежей, и в обязательно порядке на них следует распространить процедуру оценки регулирующего воздействия.

Как показало исследование ТПП РФ, подавляющее число респондентов (98%) среди наиболее часто уплачиваемых ими неналоговых платежей выделили страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Бизнес-сообщество настаивает на снижении страховых платежей для малого и среднего бизнеса. По данным опроса, проведенного Палатой России, страховые взносы, вместе с неналоговыми платежами, могут достигать 70% в общем объеме фискальной нагрузки на бизнес. Необходимо проработать вопрос возможности льготирования страховых взносов для малого и среднего бизнеса (об этом говорил глава Минэкономразвития России). Необходимо освободить от страховых взносов индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами и инвалидами.

Учитывая рост цен, следует пересмотреть критерии в численном выражении, которыми сегодня характеризуется малое и среднее предпринимательство. В настоящий момент увеличены в 2 раза предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства. Таким образом, участвовать в государственных и муниципальных программах поддержки, а также претендовать на льготы для МСП смогут значительно больше предприятий.

ТПП РФ также поддерживает инициативу предоставить право субъектам Российской Федерации снижать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателемгодового дохода.

Одним из пунктов Антикризисного плана значится расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам. Отрадно, что сегодня для МСП определены квоты участия в закупках.

Следующий шаг – сделать процесс участия в торгах и их проведения максимально прозрачным и эффективным. Этого можно добиться, если электронные торговые площадки, коих сейчас в стране более 150, будут подчиняться одним требованиям. Совместно с другими бизнес-объединениями, представителями крупнейших госкорпораций и заказчиков, а также крупнейших электронных площадок ТПП РФ разработала проект единых требований функционирования электронных площадок и направила в Правительство. Этот документ поможет унифицировать работу электронных площадок, что упростит участие в торгах.

Можно отметить, что государственные компании «развернулись» в сторону бизнеса. Вместе с тем, для малого и среднего бизнеса очевидна необходимость выработки дополнительных мер и практических механизмов для взаимодействия с крупными компаниями. Важно рассматривать и строить систему госзаказа как инструмент воздействия на структурные изменения в экономике. Дальнейшее упрощение участия бизнеса в закупках предполагается внести в Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года.

ТПП РФ была инициатором создания в России единой Стратегии развития отрасли. Это вошло в итоговые поручения Президента РФ после апрельского заседания Госсовета. В настоящий момент ведется активная работа по формированию проекта Стратегии и созданию дорожной карты.

Предпринимательское сообщество весьма активно включилось в эту работу. ТПП РФ регулярно получает предложения от бизнеса и территориальных палат, многие из них взвешены и конструктивны, а главное – основаны на собственном опыте предпринимателей. В этой связи Палатой принято решение о создании специальной Рабочей группы для наиболее полного учёта позиции предпринимательского сообщества, а также в целях разработки «Дорожной карты» Стратегии.

Основные положения Стратегии, предложенные ТПП РФ и которые учтены Минэкономразвития в 1-й и 2-й редакциях проекта, таковы:

– Стратегия должна учитывать региональную специфику. Показатели, которые характеризуют уровень развития отрасли, должны соотноситься с особенностями конкретного региона. Это позволит создать объективную картину и обеспечить равный доступ МСП к мерам поддержки независимо от места ведения бизнеса.

– Регионы должны быть мотивированы на создание условий для бизнеса. Этому будет способствоватьтиражирование успешных муниципальных практик, установление дополнительных отчислений в бюджеты муниципалитетов от налогов от МСП. Кроме того, необходим регулярный мониторинг состояния отрасли в регионах.

Надо отметить важность обозначенных в проекте Стратегии (предложение ТПП РФ) мер по созданию единого информационного реестра объектов инфраструктуры поддержки МСП в разрезе субъектов РФ и муниципальных образований и Всероссийской информационной системы о мерах и условиях поддержки в разрезе субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Система должна включить все меры поддержки, реализуемые в регионе и муниципалитетах, в том числе типовую информационно-аналитическую систему инвестиционных площадок с реестром свободных земель и капитальных строений для обеспечения потребностей малого и среднего бизнеса.

– На всех этапах работы над проектом Стратегии ТПП РФ настаивала на том, что проведение эффективной государственной политики требует выделения целевых групп МСП. В проекте Стратегии уже выделены: массовый малый и средний бизнес, который обеспечивает комфортную среду для граждан и занятость, и высокотехнологичные (производственные, экспортно ориентированные) компании, которые должны играть ключевую роль в импортозамещении и диверсификации экономики; стартапы и уже существующие компании;социальное предпринимательство.

– В текст проекта Стратегии вошло предложение ТПП РФ в части развития такого механизма развития молодежного предпринимательства как система наставничества.

– В проекте Стратегии обозначена необходимость создания специальной инфраструктуры по оказанию содействия МСП в сфере закупок. В части создания единых центров сопровождения контрактной системы (ЕЦСКС) для поддержки субъектов МСП - участников закупок есть успешный опыт территориальных палат. Так, в пилотном режиме на базе Пермской ТПП и Краснодарской ТПП с 2014 года работают такие центры, обеспечивающие по принципу «Одного окна» полный спектр услуг для работы в области государственных и муниципальных закупок. Стратегия предусматривает расширение доступа к системе госзакупок, наращивание обязательной квоты по закупкам у малых и средних предприятий с 18% в 2016 году до 25% и выше с 2018 года, допуск к гособоронзаказу, развитие торговли и потребительских рынков.

Необходимо предусмотреть в документе - создание доступного финансирования для бизнеса: стимулирование банков к расширению кредитования малого и среднего бизнеса, микрофинансирование, развитие Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего бизнеса). Поддержка региональных банков – важный шаг на этом пути.

Следует отметить, что в соответствии с Антикризисным планом было выделено, как и планировалось, 5 млрд. рублей субсидии в ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» для поддержки малых инновационных предприятий. Для их успешного развития необходима соответствующая инфраструктура: федерального, регионального и муниципального уровней: техно-парки, бизнес-инкубаторы, микрофинансовые организации, центры субконтрактации и пр. Большинство из этих институтов работают, реализуя государственные программы, используя средства бюджетов различных уровней.

Мониторинг ситуации в регионах свидетельствует о том, что качество работы данных институтов неоднородно, как и неравномерна в целом реализация мер на региональном уровне. Это объясняется неравномерностью развития регионов.

Сегодня одной из важнейших задач является создание условий для равного доступа к льготам и преференциям, независимо от места ведения бизнеса. Для формирования благоприятной среды, способствующей индустриализации, импортозамещению, необходимо синхронизировать усилия в направлении поддержки предпринимательства.Должна быть обеспечена единая, удобная, понятная «точка доступа к мерам поддержки». Многое сделано, форм и инструментов поддержки множество, вырабатываются новые. При этом разнообразии не должно быть разрозненности и неясности. Бизнес должен понимать, какие институты работают в его регионе, и рассчитывать на то, что стандарты работы этих институтов едины независимо от удаленности от федерального или региональных центров.

Необходимо подчеркнуть своевременность и актуальность создания государственного института развития МСП – ОА «Корпорации МСП» с наделением его функций единого центра финансово-кредитной поддержки; обеспечения встраивания малого бизнеса в производственные цепочки крупных государственных компаний; координации деятельности организаций инфраструктуры поддержки бизнеса; реализации проектов по популяризации предпринимательства.

На очереди за Антикризисными мерами стоит реализация поручений Президента по итогам заседания апрельского Госсовета.

По поручениям Госсовета предполагается:

формированиеединого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в целях учёта мер государственной поддержки указанных субъектов (до 2 октября законопроект будет проходить общественное обсуждение);
повышение размера получаемого микропредприятиями дохода, по достижении которого налогоплательщик утрачивает право на применение специальных налоговых режимов;
увеличение до 3 миллионов рублей предельной суммы займа, предоставляемого микрофинансовой организацией субъектам малого и среднего предпринимательства;
разработка стратегии развития малого и среднего предпринимательства,
недопущение резкого роста налоговой нагрузки на предприятиях в связи с исчислением налога на имущество организаций на основе кадастровой стоимости в отношении отдельных видов недвижимого имущества;
продление до 01.07.2018 действия закона о преимущественном праве на приобретение арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества.
Меры по развитию малого предпринимательства, разрабатываемые и долго обсуждаемые, служат в конечном итоге одной цели: у бизнеса должен появиться реальный инструмент поддержки, которым предприниматель может воспользоваться. А результатом внедрения мер поддержки должно стать достижение ключевой стратегической цели, провозглашенной на высшем уровне - удвоения вклада сектора МСП в ВВП страны.

ВИДЕО

Роль пресс-центра Пермской ТПП выполняет отдел по связям с общественностью.

Мы готовы оказать содействие журналистам в:
Будем рады вашему обращению!

Ксения Невоструева, +7 922 384 71 50, k.nevostrueva@permtpp.ru
Екатерина Желонкина, (342) 235-78-48 (доб. 127), dvk@permtpp.ru