ЕДИНЫЙ НОМЕР +7-342-235-78-48
Вернуться к списку

Профсоюзный курьер on-line: Я б в рабочие пошел, пусть меня научат…

1 Окт 2014. Источник: сайт onlinegazeta.info // рабочие кадры, развитие деловых связей
Профсоюзный курьер on-line: Я б в рабочие пошел, пусть меня научат… Ссылка на материал: http://www.onlinegazeta.info/perm/perm_gazeta_prodsouz_kurer_online.htm

Необходимость в рабочих кадрах растет с каждым годом: проблема дефицита квалифицированных сотрудников входит в топ-три трудностей, которые мешают бизнесу динамично развиваться, а регионам повышать свою инвестиционную привлекательность.

Предприятия и организации остро нуждаются в специалистах, которые бы соответствовали высоким стандартам: умели работать на современном оборудовании, были способны быстро осваивать новые навыки, безболезненно вливались в коллектив. Какие именно профессии сейчас востребованы на рынке труда? Готово ли профессиональное образование Пермского края выпускать таких работников? Об этом мы поговорили с представителями образования и бизнеса.

– В свое время нам надоели разговоры о том, что мы готовим не тех, кто нужен на рынке труда, поэтому в настоящее время мы нацелены на подготовку именно тех специалистов, которые востребованы производством, – говорит директор Пермского авиационного техникума имени А. Д. Швецова Александр Дическул. – Сейчас для профессионального образования наступил момент, когда мы понимаем, что нужно бизнесу, а бизнес начинает понимать нас. Особенно важно, что на нас стало обращать пристальное внимание министерство образования. Глава министерства Раиса Кассина в этом году на августовском педсовете уделила профессиональному образованию треть времени, чего раньше никогда не было. Вот уже два года мы слышим, что профессиональное образование является приоритетным, и это большой шаг вперед.

По словам Александра Дическула, самое интересное, что постепенно меняется образ мыслей абитуриентов и их родителей: все больше ребят идут получать профессиональное образование. 53 процента выпускников девятых классов в этом году пошли учиться в техникумы. Предприятия начинают активнее работать, развиваться, и это отражается на популярности рабочих профессий.

– В этом году резко увеличился конкурс на специальности технология машиностроения, производство авиационных двигателей, литейное производство черных и цветных металлов. Упал конкурс на экспертизу качества потребительских товаров (что раньше было нашим заработком, а в этом году на внебюджет по этой специальности мы не приняли ни одного человека). С другой стороны, на технологии машиностроения есть ребята, которые учатся за деньги, – говорит Дическул. – Раньше мы наблюдали серьезный перекос в область экономических специальностей, менеджмента. В последнее время популярные ранее направления (экономисты, бухгалтеры) ликвидированы в большинстве учебных заведений за исключением тех, где это является их основной специализацией. На них просто нет заказа от бизнеса.

Какие же специалисты бизнесу нужны? Дическул рассказывает, что к своим сотрудникам предприятия предъявляют высокие требования. Специалист должен обладать теоретическими знаниями, иметь практический опыт. Работодатели особо оговаривают, что в качестве потенциального сотрудника они видят, в первую очередь, человека достойного, коммуникабельного, умеющего работать в коллективе, того, кто легко адаптируется в нем. Остальное приобретается в ходе работы.

– Чтобы подготовить хорошего токаря-универсала нужно порядка восьми лет. Это сложный процесс, и это нарабатывается практикой. Наша задача – максимально приблизить учащегося к рабочему месту, чтобы он не пугался станка, цеха, не боялся быть в чем-то экспериментатором, легко адаптировался к оборудованию. Новая, дуальная система образования это сделает, – пояснил Дическул.

Современное профессиональное образование максимально приближается к требованиям производства. Пермский край победил в конкурсе Агентства стратегических инициатив и получил право работать над проектом дуального образования. Проект подразумевает увеличение практической части до 50-60 процентов в объеме всех занятий и максимальное нахождение учащихся на рабочем месте на предприятиях. Как говорят в профессиональных учебных заведениях, это в чем-то повторение прошлого, советского опыта. Только на новом, более современном уровне. В крае для реализации этого проекта были выбраны несколько учебных заведений в Перми, Краснокамске, Чернушке.

Благодаря этой системе предприятие получает готового специалиста, полноценного работника, которому не надо адаптироваться в рабочей среде. По существующей пока системе основная часть времени обучения проходит в классе, а вариативная часть занимает 30 процентов. Этого явно мало. Федеральный проект позволяет средним учебным заведениям, участникам проекта, в экспериментальном режиме менять программу.

По словам Дическула, государственный заказ на подготовку специалистов по производственным специальностям не только не падает, а постепенно растет, ощущается встречное движение и со стороны бизнеса. В частности, ОАО «Протон-ПМ», который выстраивает свой образовательный кластер, особый упор делает именно на среднее профессиональное образование.

– Поддерживая связи с образовательными учреждениями, мы думаем о будущем предприятия, о том, какие специалисты придут к нам работать через 10-15 лет. Именно поэтому важно вовремя, уже со школьной скамьи, увидеть в маленьком человеке будущего талантливого инженера, конструктора, технолога и помочь направить его способности в нужное русло, – отметил заместитель генерального директора по персоналу ОАО «Протон-ПМ» Андрей Шишкин.

У ОАО «Протон-ПМ» налажено сотрудничество с рядом учебных заведений Перми: школами № 82, 135 и 129, Пермским авиационным техникумом и Пермским техникумом промышленных и информационных технологий, Пермским национальным исследовательским политехническим университетом. Совместно с Пермским авиационным техникумом «Протон» участвует в проекте дуального образования: основная часть практического обучения студентов будет проходить на производстве.

Во всех этих учебных заведениях организована профориентационная работа: проводятся классные часы и презентации, рассказывающие о деятельности предприятия, экскурсии в музей пермского моторостроения и заводские цеха, на сборку и испытания ракетных двигателей, познавательные конкурсы для школьников разных возрастов, практика студентов. К примеру, на базе школы № 129 в поселке Новые Ляды с прошлого года начала работать «Техношкола», в которой внедряется инновационная образовательная программа, направленная на повышение интереса учащихся к инженерным и техническим специальностям и помощь в подготовке будущих специалистов для предприятий-участников инновационного кластера ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный».

Ежегодно лучшие выпускники школ получают возможность учиться по направлению предприятия по целевому набору в Пермском национальном исследовательском политехническом университете и Пермском авиационном техникуме им. А. Д. Швецова. В 2014 году по договору с ОАО «Протон-ПМ» в эти два учебных заведения поступили 40 человек.

Рабочие кадры «под ключ»

– На предприятии, прежде всего, востребованы рабочие профессии. За «рабочие руки» на рынке труда усилилась конкуренция, – пояснили на «Протоне». – Особенно высок спрос на квалифицированных станочников: токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, операторов и наладчиков станков с ЧПУ и т. д.

Еще одна сфера, где остро необходимы рабочие – это строительство.

– Строительство сейчас развивается быстрыми темпами, в этой сфере востребованы каменщики, монтажники железобетонных и металлических конструкций, отделочники (штукатуры-маляры), плотники-бетонщики, крановщики башенных и мостовых кранов. Предприятия идут двумя путями: либо готовят специалистов на месте путем наставничества, стажировки, прикрепляя новичков к опытным рабочим, либо открывают собственные учебные комбинаты, платят стипендию, – пояснил председатель Пермской краевой организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ Григорий Алексеев.
Наличие в Пермском крае позитивного опыта модернизации профессионального образования обеспечила Пермская торгово-промышленная палата (Пермская ТПП). В 2012 году в Прикамье стартовал специальный проект Палаты «Рабочие кадры «под ключ».

– Являясь представителем интересов бизнеса, Пермская ТПП поставила перед собой задачу принципиально изменить подход к подготовке рабочих кадров в регионе: переориентировать систему среднего профессионального образования (СПО) на выпуск специалистов, востребованных реальным сектором экономики Прикамья. Бизнес приобрел роль заказчика кадров, а ссузы – роль подрядчика, готовящего выпускников в соответствии с качественным и количественным заказом от предприятий, — говорит директор департамента профессионального развития Пермской ТПП Юлия Зинченко.

Проект Палаты строился на прочном основании. Эксперты провели мониторинг потребности в кадрах 850 предприятий края и оценили эффективность работы системы СПО: сколько бюджет тратит на обучение специалистов, как и где выпускники устраиваются на работу. Несовпадение спроса и предложения было наглядным. Система образования готовила специалистов под социальный заказ, не ориентируясь на объективные потребности предприятий края. По данным на 2012 год, ежегодно из 15 000 выпускников системы среднего профессионального образования реально трудоустраивались только 30 процентов, и только половина — по специальности.

Сегодня показатели изменились. И изменились существенно. За два года реализации проекта Пермской ТПП шесть тысяч молодых людей начали обучение в непосредственной связке с будущими работодателями. Заказ на кадры сделали 206 предприятий региона. Исполнителями заказа являются более 50 учебных заведений.

В сотрудничестве с краевым минобром торгово-промышленной палате удалось скорректировать контрольные цифры приема в ссузы, существенно повысив объем обучающихся по востребованным специальностям. Благодаря победе региона в ряде общероссийских конкурсов и получению статуса пилотной площадки по развитию дуального обучения шесть ссузов региона стали федеральными инновационными площадками, имеющими право в экспериментальном порядке радикально менять образовательные программы и полноценно внедрять дуальную модель обучения, предусматривающую баланс теории (ее студент получает на базе учебного учреждения) и практики (она проходит на предприятии будущего работодателя).

- Выстраивая в регионе новую модель подготовки кадров, мы взяли за основу германскую модель, где главным координатором взаимодействия между бизнесом и системой профессионального образования являются торгово-промышленные палаты. Система дуального обучения доказала свою эффективность: в Германии самые низкие в Европе показатели молодежной безработицы, — отмечает Юлия Зинченко, представляя алгоритм проекта «Рабочие кадры «под ключ».

В алгоритме – семь базовых этапов, охватывающих весь цикл работ: от анализа потребности рабочих кадров на среднесрочную перспективу и сбора заявок со стороны бизнеса до оценки качества образования и трудоустройства выпускников. Ожидаемый результат – экономика края обеспечивается необходимым количеством квалифицированных кадров, а выпускники ссузов – рабочими местами.

Среди главных заказчиков кадров – предприятия таких отраслей, как машиностроение, строительство, АПК, нефтяная и химическая промышленность, сфера обслуживания. Эксперты Палаты поясняют, что предприятия, включающиеся в проект, понимают значимость своего участия в процессе модернизации системы образования и заинтересованы в пополнении своих коллективов молодыми профессионалами.

– Я не могу сказать, что бизнес абсолютно готов включаться в работу по подготовке специалистов, ведь нужны наставники, и их надо учить (мы, кстати, беремся за такое обучение). Но мы видим, что предприятия готовы с нами работать, – говорит Александр Дическул. – Я могу сказать, что сейчас профессиональное образование востребовано. Специальность «менеджер», возможно, греет душу родителей больше, но если они хотят, чтобы их ребенок получал достойную специальность и в перспективе — высокую заработную плату, то ему прямая дорога в рабочие.

ВИДЕО

Роль пресс-центра Пермской ТПП выполняет отдел по связям с общественностью.

Мы готовы оказать содействие журналистам в:
Будем рады вашему обращению!

Ксения Невоструева, +7 922 384 71 50, k.nevostrueva@permtpp.ru
Екатерина Желонкина, (342) 235-78-48 (доб. 127), dvk@permtpp.ru