ЕДИНЫЙ НОМЕР +7-342-235-78-48
Вернуться к списку

Пермский обозреватель: Производить умеем, продавать – нет

22 Ноя 2016. Источник: Пермский обозреватель № 46 от 22.11.2016 // форум
обоз.png

Пермский инженерно-промышленный форум показал, что в Перми есть инновационные производства, но почти отсутствует рынок сбыта.

Прошедший в краевой столице 10-11 ноября Пермский инженерно-промышленный форум (ПИПФ) в очередной раз продемонстрировал успехи нашего региона: это и работа трех технокластеров, и заключение специальных инвестиционных контрактов с крупными производителями, и внедрение дуального образования для подготовки высококвалифицированных специалистов и их скорейшей адаптации на предприятиях… Но действительно ли в экономике и промышленности Пермского края всё настолько впечатляюще, как на площадках форума?

Инновации – на поток

Модное слово "инновационный продукт" употребляется везде, где только можно. Однако инновации – это не копирование технологий, разработанных в Китае, США или европейских странах, а принципиально новые решения. Если сбросить со счетов данный нюанс, то пермякам есть чем похвастаться. Например, на ПИПФ команда разработчиков представила экзоскелет для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Это, по факту, механические ноги.

Разрабатываются новые продукты и для системы образования. Различные симуляторы, сенсорные и проекционные доски уже можно использовать на практике, что, собственно, и делается.

А вот благодаря компании Promobot Пермский край знают как столицу роботостроения нашей страны. Сейчас роботов собирают даже в школах. На форуме студенты и молодые специалисты представили свои разработки – например, робота, который может с помощью тепловизора обследовать трубопроводы на предмет утечки.

Настоящим открытием стали электроскутеры, интерес к которым проявляли и взрослые посетители выставки, и школьники. Конструкции собраны из российских комплектующих на пермском предприятии. Как отметил коммерческий директор магазина REDEKOP Сергей МАЛЬКОВ, на одном заряде можно легко доехать из Закамска или Индустриального района в центр Перми. На зарядку аккумулятора уйдет 3-4 часа.

– Считаю, что будущее за электротранспортом, потому что цены на бензин постоянно растут, – рассуждает он. – Это направление будет развиваться в России, несмотря на ряд существующих проблем. Но со временем они будут решаться.

Экспортировать не умеем

Одна из секций ПИПФ была посвящена экспорту пермской продукции на сторонние рынки. Ведущая секции вице-президент "Деловой России", руководитель дирекции по международной деятельности Нонна КАГРАМАНЯН и старший менеджер по региональному развитию АО "Российский экспортный центр" Андрей ЖИГАЛОВ отметили, что российскую продукцию ждут не только в Европе, но и в Азии и Африке. Специалисты считают, что пермским предприятиям нужно выходить на рынки, где пока мало конкурентов, – это Латинская Америка и Африка.

При обсуждении проблем, которые мешают пермякам осваивать иностранные рынки, была выявлена главная: местные производители в большинстве своем даже не знают, как заниматься экспортом. Нет, конечно, есть предприятия, которые поставляют свою продукцию за рубеж, но они имеют большой опыт в этой сфере и давно налаженные связи. Молодым же компаниям приходится тяжело – элементарно нет специалистов по зарубежному сбыту; неясно даже, где можно получить разъяснения по этой теме.

Вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена МИРОНОВА попыталась объяснить, что все необходимые процедуры можно осуществить через Палату. Но начинающие производители, по всей видимости, настороженно относятся к данному органу.

Был также поднят вопрос поддержки в области логистики. Экспортеры отметили, что предприятия РЖД делают наценки для тех, кто занимается поставкой продукции за рубеж, обосновывая это фразой "вы же экспортеры, значит, деньги у вас есть".

Не обошлось и без напоминания о "Платоне" – системе взимания платы с большегрузов за километраж при проезде по федеральным трассам. Экспортеры поинтересовались, можно ли отменить взимание платы или хотя бы получить льготы, но эксперты однозначно ответили, что этому не бывать. Кстати говоря, в ближайшее время тарифы "Платона" вырастут сразу в два раза, что грозит повышением цен на продукты.

Рассказали представители компаний и о неудачном опыте работы с торговыми представителями России в других странах. Как выяснилось, они даже не отвечают на отправляемые им письма. Нонна Каграманян, в свою очередь, отметила, что федеральные власти придумали новую структуру для налаживания экспорта – это "Российские дома" в разных странах. К концу года появится около десяти таких "домов". Там будет демонстрироваться продукция, которую производят отечественные компании. Но представители бизнеса скептически отнеслись к этой идее.

Еще одна проблема связана с получением сертификатов в зарубежных странах и тестированием продукции. Это необходимо потому, что ГОСТы часто не соответствуют принятым в той же Европе требованиям. Помочь здесь вызвалась уже упомянутая Пермская торгово-промышленная палата.

Не обошлось и без жалоб на бюрократические препоны, связанные, в частности, со сбором множества бумаг и справок –

по мнению производителей, нередко излишних.

К концу беседы перечень проблем, которые записывала со слов пермских производителей Нонна Каграманян, растянулся на три листа. Все вопросы будут разобраны на ближайшем заседании дирекции по международной деятельности. По крайней мере, Нонна Саядовна заверила в этом собравшихся.

Без рекламы нет продаж

Пермский инженерно-промышленный форум обнажил очень важную для компаний проблему: несмотря на довольно большое количество разработок, познакомиться с ними можно было только на форуме. Потенциальные покупатели не могут узнать о продукции пермских предприятий, соответственно, не могут приобрести ее из-за банального отсутствия рекламы.

И пока представители власти говорят с трибун об успехах импортозамещения, граждане покупают китайские аналоги отечественных, в том числе пермских, товаров.

Может, вместо того, чтобы вводить заградительные пошлины и сборы для иностранных интернет-магазинов, государству нужно более активно продвигать российскую продукцию? Хотя… о чем это мы? Ведь ввести пошлины – значит получить "легкие деньги", а продвигать товары за казенный счет – значит тратить бюджетные средства.

ВИДЕО

Роль пресс-центра Пермской ТПП выполняет отдел по связям с общественностью.

Мы готовы оказать содействие журналистам в:
Будем рады вашему обращению!

Ксения Невоструева, +7 922 384 71 50, k.nevostrueva@permtpp.ru
Екатерина Желонкина, (342) 235-78-48 (доб. 127), dvk@permtpp.ru