ЕДИНЫЙ НОМЕР +7-342-235-78-48
Вернуться к списку

Новый компаньон: Штатное расписание

12 Апр 2016. Источник: www.newsko.ru // развитие деловых связей, дуальное обучение
амер.jpg


Пермскую торгово-промышленную палату посетила делегация руководителей комьюнити-колледжей США. С представителями системы образования из Вашингтона, Калифорнии, Северной Каролины, штата Огайо, округа Пима встречались эксперты Пермской ТПП, регионального министерства образования и науки, НИУ ВШЭ — Пермь, бизнеса и ссузов края. Участники встречи не просто нашли общий язык — общность обсуждаемых проблем оказалась беспрецедентной.

Прикладной интерес
Руководители комьюнити-колледжей прибыли в Россию по программе обмена Fulbright для знакомства с региональной моделью подготовки кадров и практикой внедрения дуального обучения в системе среднего профессионального образования. Интерес был сугубо прикладным. Американская сторона исходила из определённого сходства двух государств (масштаб, территориальное деление, мультинациональность, дефицит квалифицированных рабочих кадров и др.) и надеялась изучить пермский подход к решению кадровых проблем.

Гости с интересом конспектировали выступление директора департамента профессионального развития Пермской ТПП Юлии Зинченко о проекте «Рабочие кадры «под ключ». Каждый из блоков проекта ТПП — формирование заказа бизнеса на подготовку кадров, создание новых образовательных программ, организация дуального обучения, оценка качества подготовки кадров — был описан подробно и нашёл отражение в дополнительных выступлениях экспертов. Позицию работодателей на встрече представляли «ОДК-Пермские моторы», Краснокамский РМЗ и торговая сеть «СемьЯ».

Как применяется модель, гости также смогли оценить в ходе очных визитов в Пермский кампус ВШЭ, Пермский авиационный техникум и техникум отраслевых технологий.

Студент как «инвестор»
Масштаб колледжей, интересующихся пермской практикой, был очень разным — от 1500 до 100 тыс. учащихся. Информацию о делегации представил Эндрю Рис, заместитель директора Совета по международным обменам учёных Fulbright (Вашингтон). Руководители колледжей в свою очередь рассказали о том, как функционирует система профобразования в США.

Они, в частности, пояснили, что каждый штат самостоятельно определяет приоритеты и принимает решение о финансировании учебных заведений. Некоторые штаты компенсируют колледжам коммунальные услуги и оплачивают работу педагогов. Другие (например, Калифорния) возмещают комьюнити-колледжам большую часть затрат на профподготовку. Есть спонсоры-работодатели, заинтересованные в развитии материальной базы учебных заведений.

Но главные «инвесторы» — сами студенты. Образование платное. «Единственный момент — обучение в двухгодичных комьюнити-колледжах, которые мы представляем, в разы, а то и в десятки раз дешевле, чем обучение в четырёхгодичных колледжах и университетах», — уточняют гости.

Вопрос российской стороны о том, во сколько обходится подготовка одного специалиста, гости долго не могли понять и даже несколько раз уточняли суть у переводчика: «Сколько стоит обучение для студента?» «Нет, для государства, для штата…» — настаивали на вопросе наши участники. В ответ коллеги из США пожимали плечами и говорили о том, что подобных расчётов они не производили. Колледжи в Америке настроены на самостоятельное зарабатывание средств, для чего у них существует целая инфраструктура. Неслучайно их вклад в ВВП США составляет 5%.

В колледж, который даёт начальное профессиональное образование, поступают юноши и девушки в возрасте 18 лет, а также вполне взрослые люди, например бывшие военнослужащие, желающие обрести гражданскую специальность. Кроме того, есть и «вольные слушатели», не сдающие экзаменов и не претендующие на документ по итогам обучения. Заплатив определённую сумму, они получают знания и навыки, которые им просто интересны.

В США много профессиональных ассоциаций, аттестующих специалистов по итогам обучения. Они выдают (или не выдают) выпускникам сертификаты, позволяющие работать по профессии. Для колледжей очень важно, чтобы в конце обучения студенты благополучно «вышли в свет»: получили право на работу или перешли на следующую образовательную ступень.

Угодить работодателю
Доктор географических наук, декан факультета наук и искусств двухгодичного колледжа Лейкленд Стивен Олюч (Кертлэнд, Огайо) начинает свой рассказ с того, что его учебное заведение очень заинтересовано в соответствии выпускников требованиям бизнеса, и тут же отмечает, что пермякам повезло с обилием больших промышленных предприятий. «Вам проще договориться с работодателями. Их запросы понятны и во многом похожи. У нас же главный заказчик — малый и средний бизнес. И наша ТПП, увы, совсем не занимается темой кадров», — говорит учёный. Колледжу, в котором работает Стив, приходится учитывать очень разные пожелания от очень разных бизнесов, что в условиях американского уважения прав каждого — совсем не рядовая задача.

Доктор педагогических наук, магистр делового администрирования колледжа Эвергрин Вэллей (Сан-Хосе, Калифорния) Лена Тран в более выигрышном положении. Её учебное заведение плотно сотрудничает с крупным бизнесом и во многом делает ставку на технические специальности. Но есть и проблема: практически все молодые люди хотят стать инженерами и в будущем работать на высокооплачиваемых должностях, например, в компании Tesla, окутанной ореолом инновационной романтики. «Приходится убеждать, что сантехники — тоже полезная и востребованная специальность», — шутит она.

«У нас очень хороший колледж. 99% выпускников получают национальный сертификат, но для этого им необходимо получить большой объём практики и пройти множество подготовительных экзаменов. Мы должны быть уверены в результате», — говорит педагог.

Ещё один стратегический партнёр колледжа — Honda. Эта компания, как и Tesla, вносит вклад в развитие учебной базы. Внедряя в производство систему 3D-моделирования двигателей, Honda предложила бесплатно установить специальную учебную программу даже на домашние компьютеры учеников.

«У нас такая же проблема, как и у вас, — дефицит квалифицированных рабочих кадров. Работодатель заинтересован в том, чтобы выпускники приходили именно к нему», — поясняет Лена Тран.

Буквы разные писать
Когда речь заходит о качестве подготовки студентов, гости отмечают: «Как и вы, отправляя детей на практику, мы хотим, чтобы они не выполняли роль «мальчиков на побегушках», а осваивали профессию. Нам важно, чтобы к студентам были прикреплены наставники. Работодатели нередко выдвигают встречное требование: практикант должен быть грамотным, уметь читать и писать».

Фраза про «уметь читать и писать» вызывает недоумение у российской стороны: «Такое бывает? В колледже?» Американская сторона, немного тушуясь, поясняет, что для Америки это актуально. Во-первых, там нет обязательного начального образования. Во-вторых, у двухгодичных колледжей есть свои обязательства по обучению мигрантов, от которых требовать даже элементарную грамотность бывает затруднительно. «Мы — то звено, которое должно дать в том числе и базовые знания», — говорит Лесли Майнор, доктор наук, вице-президент по академическим вопросам двухгодичного колледжа Солано (Оаклэнд, Калифорния).

С ней полностью согласен коллега из округа Пима Рикардо Кастро-Салазар. В колледже, где он работает, обучаются более 100 тыс. слушателей. И многие из них испаноязычные. «Нам, кстати, помогает ТПП. У нас сразу две палаты — муниципальная и палата штата. Это важно для развития международных отношений», — говорит Рикардо и предлагает организовать ответный визит пермской делегации в США.

Зеркальное отражение
Два часа оживлённого разговора на площадке Пермской ТПП показывают, что при значительной разнице в самой организации системы профобразования в США и России у руководителей их колледжей и наших ссузов очень много общего. И тем и другим необходимо найти идеальный баланс теории и практики, выстроить взаимодействие с работодателями, найти дополнительные источники финансирования, обеспечить дисциплину учащихся, организовать практику, профориентацию.

«Наша задача — познакомить представителей образовательных организаций с лучшими практиками, организовать информационный обмен. Мы эту задачу выполнили в Перми», — говорит представитель Fulbright Наталия Смирнова.

В блокнотах американской стороны — множество исписанных страниц. В глазах у обеих сторон — интерес и осознание возможности сотрудничества в будущем.

ВИДЕО

Роль пресс-центра Пермской ТПП выполняет отдел по связям с общественностью.

Мы готовы оказать содействие журналистам в:
Будем рады вашему обращению!

Ксения Невоструева, +7 922 384 71 50, k.nevostrueva@permtpp.ru
Екатерина Желонкина, (342) 235-78-48 (доб. 127), dvk@permtpp.ru