Один из старейших театров и крупнейших музыкальных центров России. Официальную хронику Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского ведет с 1870 года.
Творческий коллектив театра регулярно становился обладателем Национальной театральной премии «Золотая Маска». В 2013 году труппа поставила рекорд, получив 17 номинаций на главную театральную премию страны, а в 2015-ом завоевала 5 «Золотых Масок».
Пермский театр остается одним из крупнейших оперно-балетных центров России, для которого на первом месте стоит высокое качество музыкального исполнения. Нестандартные постановочные решения классики, освоение современного музыкального материала и нетривиальные фестивальные проекты – то, что выделяло театр во все времена. Здесь состоялись российские премьеры таких опер, как «Пена дней» Эдисона Денисова, «Клеопатра» Жюля Массне, «Лолита» Родиона Щедрина, «Альцина» Георга Фридриха Генделя, «Орфей» Клаудио Монтеверди, Medeamaterial Паскаля Дюсапена, «Королева индейцев» Генри Пёрселла, «Свадьба» Анны Соколович. Отсюда начиналась сценическая жизнь новоиспеченных произведений, среди которых «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского, «Носферату» Дмитрия Курляндского, «Малахитовая шкатулка» Дмитрия Батина, «Геревень» Владимира Николаева, Cantos Алексея Сюмака.
«Золотой фонд» Пермского балета составляют шедевры мировой классики: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Сильфида», «Видение розы», «Шопениана». Именно Пермь стала первой в России исполнять балеты величайшего хореографа ХХ века Джорджа Баланчина, а вслед за тем хореографию Джерома Роббинса.
Пермь называют третьей балетной Меккой в стране. Неподалеку от театра расположено Пермское хореографическое училище, взявшее от более крупных коллег лучшее: петербургскую виртуозность (в 1940-е годы в Перми находились в эвакуации Ленинградский театр оперы и балета (Мариинка) и Ленинградское хореографическое училище) и московскую эмоциональность исполнения (на протяжении тридцати лет пермскую балетную школу возглавляла «москвичка» Людмила Сахарова). На стыке двух систем сформировался индивидуальный стиль, который демонстрирует труппа Пермского театра. С 1990 года в Перми проводится Открытый конкурс молодых артистов балета «Арабеск», с 2012 года носящий имя легендарной русской балерины Екатерины Максимовой.
Уникальная особенность Пермского балета – в его работе с раритетным материалом, а интеллектуальный панорамный подход – отличительная черта в почерке главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко, возглавляющего танцевальную труппу с 2009 года. В 2011 году балет «Шут» Сергея Прокофьева спустя 90 лет со дня первой премьеры был вновь явлен миру в приближенных к оригиналу декорациях и новой хореографии. 2015 год был отмечен сенсационной постановкой двух одноактных балетов Дмитрия Шостаковича «Оранго» и «Условно убитый». В 2017-ом на пермской сцене с триумфом прошла мировая премьера одноактных балетов Игоря Стравинского: «Поцелуй феи», «Петрушка» и «Жар-птица» – в постановке Вячеслава Самодурова, Владимира Варнавы и Алексея Мирошниченко.
Новая эпоха в истории театра началась в 2011 году с приходом на пост художественного руководителя одного из самых неординарных дирижеров современности Теодора Курентзиса. С этого момента началось существенное реформирование системы репертуарного планирования: театр переходит на принцип stagione – представление спектаклей блоками, что продиктовано стремлением к самому высокому уровню исполнения.
Достижения артистов Пермского театра оперы и балета были неоднократно отмечены престижными российскими и международными наградами. В частности, работы оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса удостоены премий Record Academy Award, BraVo, трех наград Casta Diva, трех наград ECHO Klassic. В 2018 году хор musicAeterna получил Opera Awards – наиболее престижную премию в сфере вокального искусства.
В числе ярчайших достижений последних лет постановка оратории Артюра Онеггера одним из самых неординарных режиссеров современности Ромео Кастеллуччи. Спектакль стал копродукцией Пермского театра и Лионской оперы. Кроме того, оркестр и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса с триумфом выступили на Зальцбургском фестивале. В июне 2017 года музыканты исполнили оперу «Милосердие Тита» и «Реквием» Моцарта, а в августе 2018 года – все симфонии Бетховена.
Подробная информация на сайте.