В Перми на этой неделе завершились работы по обновлению арт-объекта «Авиамузей под открытым небом», расположенном на бетонном ограждении предприятия вдоль улицы Куйбышева. Преображение серого скучного забора в яркое граффити вызвало у пермяков множество позитивных эмоций.
Первые изображения самолетов, оснащавшиеся пермскими моторами, появились здесь в 2015 году: экспозиция была посвящена юбилею Победы и роли моторостроительного завода № 19 в годы Великой Отечественной войны. В натуральную величину художники изобразили истребители И-16, Ла-5, Ла-5ФН, бомбардировщики Су-2 и Ту-2, транспортный самолет Ли-2 и другие.
|
|
В 2016 году работа была продолжена – появились рисунки реактивных лайнеров, вертолетов, редукторов и даже ракет. Масштабный по своим размерам проект 2016 года стал результатом совместного финансового участия всех предприятий площадки – «ОДК-Пермские моторы», «ОДК-Авиадвигатель», «Редуктор-ПМ», «Протон-ПМ».
В этом году было принято решение реконструировать первую часть граффити: суровая уральская погода сильно испортила арт-объект, местами обрушились целые куски штукатурки. Поэтому около 300 метров изображений были «сняты» вместе со значительным слоем бетона, поверхность выровнена и тщательно подготовлена для нанесения рисунков.
По словам автора проекта, пермского историка, сотрудника отдела информационной политики «ОДК-ПМ» Владимира Ивашкевича, на обновленном ограждении художники создали уже не плоские, а объемные, максимально реалистичные рисунки. Второе новшество: появились те, без кого невозможно создание любой техники, – люди. Это и летчики, и конструкторы, и механики, и рабочие-моторостроители. Они изображены в черно-белой гамме, словно пришедшие в сегодняшний день из фотохроники былых времен. Каждое изображение теперь – часть общего повествования. Вот И-15 в виде чертежа. Следующий самолет уже выкатывают из ворот завода на взлетное поле. Далее – самолет на воздушном параде, как достижение и гордость отечественной авиации. А следующий И-16 уже в жестоком воздушном бою – с потрепанной обшивкой крыльев, но яростно сражающийся…
В новой экспозиции добавилось три самолета и два двигателя: истребитель И-15бис и довоенный И-16 в окраске «чкаловской» пилотажной группы «Красная пятерка»; бомбардировщик Пе-8 – крупнейший боевой самолет советских ВВС времен Великой Отечественной войны.
- В необычном авиамузее есть изображение Ил-14, на котором летал мой отец Николай Новиков. Здесь даже нанесен его бортовой номер «СССР-13353», – рассказала ведущий специалист диспетчерского отдела АО «ОДК-ПМ» Лариса Калашникова. – Он работал борт-механиком на самолетах, принадлежавших нашему заводу, и часто брал меня с собой в кабину пилота, потому что был на сто процентов уверен в надежности двигателей. Поэтому для меня история завода и моей семьи связаны воедино.
Реализовала проект группа пермских художников под руководством бессменного Алексея Щигалева.
Справочно
На создание нового изображения в 2019 году потребовалось 35 ведер фасадной краски и 366 аэрозольных баллончиков. Протяженность реконструированного участка – 330 м. Общая длина всего арт-объекта «Авиамузей под открытым небом» - 990 м.