Основным направлением работы Юрия Васильевича было создание низкооборотного забойного двигателя для бурения нефтяных и газовых скважин с частотой вращения 100-120 оборотов в минуту. В 1964 - 1966 гг. им в соавторстве предложена принципиальная схема многозаходного низкооборотного винтового забойного двигателя (далее - ВЗД), совместившего в себе одновременно гидравлический привод вращения и планетарный редуктор, аналогов которому в мире не было. В 1969 году на данное изобретение Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий было выдано авторской свидетельство (№237596 «Забойный винтовой гидравлический двигатель»). |
![]() |
В 1980 г. это изобретение по лицензионному соглашению было продано англо-французской компании Drillex, благодаря чему ВЗД получил развитие в мире. В настоящее время, на протяжении 40 лет, данное изобретение является одним из основных технических средств, с использованием которого осуществляется бурение нефтяных и газовых скважин во всем мире. В РФ с использованием ВЗД выполняется более 90% всего объема буровых работ.
Основным направлением работы Юрия Васильевича было создание низкооборотного забойного двигателя для бурения нефтяных и газовых скважин с частотой вращения 100-120 оборотов в минуту. В 1964 - 1966 гг. им в соавторстве предложена принципиальная схема многозаходного низкооборотного винтового забойного двигателя (далее - ВЗД), совместившего в себе одновременно гидравлический привод вращения и планетарный редуктор, аналогов которому в мире не было. В 1969 году на данное изобретение Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий было выдано авторской свидетельство (№237596 «Забойный винтовой гидравлический двигатель»). В 1980 г. это изобретение по лицензионному соглашению было продано англо-французской компании Drillex, благодаря чему ВЗД получил развитие в мире. В настоящее время, на протяжении 40 лет, данное изобретение является одним из основных технических средств, с использованием которого осуществляется бурение нефтяных и газовых скважин во всем мире. В РФ с использованием ВЗД выполняется более 90% всего объема буровых работ.
В 1966-1984 гг. под руководством Захарова Ю.В. разрабатываются типоразмеры модификации ВЗД типоразмеров 170…172 мм для эксплуатационного бурения и 85 мм для капитального ремонта скважин.
В период с 1984 г. по 2006 г. Захаров Ю.В. возглавляет работу по разработке методики стендовых испытаний ВЗД, конструированию гидравлических испытательных стендов, проведению стендовых испытаний гидравлических машин, анализу и обобщению результатов испытаний, разработке рекомендаций по совершенствованию энергетических характеристик ВЗД.
В 2006-2016 гг. и с мая 2019 г. Захаров Ю.В. работает техническим консультантом в АО «Пермнефтемашремонт». В 2006-2009 г.г. при непосредственном участии Захарова Ю.В. разработан первый в России профилированный двигатель (с равномерной толщиной резиновой обкладки статора) Д-195П (патент на изобретение №2320838, патент на полезную модель №88378). Данное изобретение заложило основы для создания нового поколения винтовых забойных двигателей, которые позволили кратно увеличить показатели скорости проходки при бурении нефтяных и газовых скважин и определить новые направления в совершенствовании техники и технологии разработки и производства ВЗД.
В период с 2009 по 2011 г. Захаров Ю.В. возглавляет НИОКР по разработке корригированного профиля рабочих органов ВЗД (патент на полезную модель №116557). Практическая реализация данного изобретения позволила более чем на 30% увеличить энергетические характеристики ВЗД и обеспечить дополнительный прирост показателей скорости механического бурения в сравнении с предшествующими моделями ВЗД, в том числе иностранного производства.
В 2011 году Захаров Ю.В. в соавторстве с коллегами разрабатывает винтовой забойный двигатель с встроенным наддолотным амортизатором (патент на полезную модель №108087), предназначенный для бурения твердых и очень твердых пород и оказавшийся крайне востребованным при разработке нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири.
В 2003-2016 г. Захаров Ю.В. сосредотачивается на разработке ВЗД, предназначенных для бурения горизонтальных участков скважин увеличенной протяженности. Одной из таких разработок стал ВЗД с встроенным гидроимпульсным осциллятором (патент на полезную модель 133 556), которой нашел эффективное применение как при бурении и ремонте скважин по технологии колтюбинга, так и в строительстве боковых стволов и эксплуатационном бурении.
За период с 2006 по 2016 гг. и с мая 2019 г. при непосредственном участии Ю.В. Захарова разработано и внедрено в эксплуатацию в общей сложности более 20 модификаций ВЗД в 7 диаметральных типоразмерах, которые успешно применяются на объектах ПАО «НК «Роснефть» (месторождениях дочерних обществ АО «Самотлорнефтегаз», ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «РН-Пурнефтегаз», ООО «РН-Краснодарнефтегаз», АО «Удмуртнефть»), ПАО «Газпром» (ООО «Газпром добыча Оренбург», «Газпром добыча Ноябрьск», «Газпром добыча Иркутск»), ПАО «Татнефть», РУП «ПО «Белоруснефть» и др.
Юрий Васильевич автор более 45 изобретений, два из которых запатентованы в зарубежных странах.
Захаров Ю.В. является не только талантливым инженером, но и отличным наставником. За годы работы им подготовлено более 10 молодых конструкторов, которые продолжают начатое им дело, направленное на поиск новых технических решений и дальнейшее совершенствование забойного бурового оборудования.
Юрий Васильевич является лауреатом премии имени академика И.М. Губкина (1979 год), обладателем дипломов Центрального общества изобретателей и рационализаторов за создание лучших образцов новой техники (1982 год) и за максимальное использование изобретений и рационализаторских предложений (1984-1985 годы); награжден золотой и бронзовой медалями ВДНХ (1986 г.).
В 2006-2009 гг. при непосредственном участии Захарова Ю.В. разработан первый в России профилированный двигатель (с равномерной толщиной резиновой обкладки статора) Д-195П (патент на изобретение №2320838, патент на полезную модель №88378). Данное изобретение заложило основы для создания нового поколения винтовых забойных двигателей, которые позволили кратно увеличить показатели скорости проходки при бурении нефтяных и газовых скважин и определить новые направления в совершенствовании техники и технологии разработки и производства ВЗД.
В период с 2009 г. по 2011 г. Захаров Ю.В. возглавил НИОКР по разработке корригированного профиля рабочих органов ВЗД (патент на полезную модель №116557). Практическая реализация данного изобретения позволила более чем на 30% увеличить энергетические характеристики ВЗД и обеспечить дополнительный прирост показателей скорости механического бурения в сравнении с предшествующими моделями ВЗД, в том числе иностранного производства.
В 2011 году Захаров Ю.В. в соавторстве с коллегами разработал винтовой забойный двигатель с встроенным наддолотным амортизатором (патент на полезную модель №108087), предназначенный для бурения твердых и очень твердых пород и оказавшийся крайне востребованным при разработке нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири.
В 2003-2016 г. Захаров Ю.В. участвовал в разработке ВЗД, предназначенных для бурения горизонтальных участков скважин увеличенной протяженности. Одной из таких разработок стал ВЗД с встроенным гидроимпульсным осциллятором (патент на полезную модель 133 556), который нашел эффективное применение как при бурении и ремонте скважин по технологии колтюбинга, так и в строительстве боковых стволов и эксплуатационном бурении.
В 2015-2016 г.г. Захаров Ю.В. занимался разработкой и совершенствованием инновационных импортоопережающих высокомоментных силовых прорабатывающих башмаков, имеющих конструкцию многозаходного героторного механизма винтового забойного двигателя и предназначенных для проработки и при необходимости подбуривания ствола скважины при спуске обсадных колонн и хвостовиков. Конструкция прорабатывающих башмаков с использованием героторного механизма силового привода не имеет аналогов в мире. Башмаки, изготовленные по конструкции, разработанной Захаровым Ю.В., в 2017-2018 г. проходили серию опытно-промышленных испытаний на объектах ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». В апреле 2019 г. ПАО «Газпром» был подписан итоговый Протокол, в котором результаты испытаний были признаны успешными, а технология рекомендована к включению в проектную документацию на строительство скважин на месторождениях ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». В настоящее время прорабатывающие силовые башмаки, сконструированные Захаровым Ю.В., применяются при разработке Ковыктинского газоконденсатного месторождения в рамках проекта «Сила Сибири», позволяя существенно сократить сроки и затраты на строительство скважин.
С мая 2019 г. Захаров Ю.В. возглавляет работу по конструированию малолитражных высокомоментных винтовых забойных двигателей 240-ого типоразмера, предназначенных для бурения интервалов скважин долотами большого диаметра (393,7, 295,3 мм) при пониженном расходе промывочной жидкости (10…30 л/с). В настоящее время такие модификации ВЗД востребованы, в первую очередь, при строительстве скважин на нефтяных и газовых месторождениях Восточной Сибири, для которых характерны осложнения в виде катастрофических поглощений промывочной жидкости. Применение малолитражных ВЗД для бурения в зонах поглощения позволяет существенно увеличить механическую и коммерческую скорость бурения относительно роторного способа бурения, сократить потери дорогостоящих технологических жидкостей (бурового раствора) и таким образом значительно повысить экономическую эффективность строительства скважин.