В рамках Межрегиональной конференции «Финансовая и бюджетная грамотность населения как основа финансовой устойчивости государства»проводимой в НИУ ВШЭ – Пермь, состоялась работа круглого стола «Финансовая и бюджетная грамотность в системе общего и среднего профессионального образования».
О реализации национальной стратегии по повышению финансовой грамотности населения в части подготовки педагогов общего и среднего профессионального образования рассказал Николай Иосифович Берзон, заслуженный экономист Российской Федерации, д.э.н., профессор НИУ ВШЭ, руководитель Федерального методического центра повышения финансовой грамотности.
В настоящее время проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» уже объединил 15 регионов страны, в которых созданы методические центры по повышению квалификации педагогов. Обучение прошли 12 500 учителей. С целью реализации программ финансовой грамотности в школах созданы полные комплекты учебно-методических комплексов для разных категорий обучающихся (начальная, основная, старшие классы, СПО, воспитанники детских домов). Данные УМК доступны на сайте. Для старшей школы предусмотрены УМК разных образовательных профилей: математического, экономического и юридического.
В 2018 году к проекту будут подключены еще 26 регионов страны. В частности, на базе НИУ ВШЭ – Пермь планируется открытие межрегионального методического центра, в состав которого войдет три региона – Пермский край, Республика Удмуртия и Кировская область. Координатор проекта – Жукова Наталья Юрьевна, к.э.н., доцент департамента экономики и финансов Пермского кампуса НИУ ВШЭ.
На конференции был представлен опыт работы по повышению финансовой грамотности населения Республики Татарстан, Алтайского края и Кировской области.
Руководитель регионального методического центра (Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования) Райских Татьяна Николаевна поделилась опытом и результатами работы центра. Так, она отметила, что на региональном уровне созданы нормативно-правовые условия внедрения и реализации образовательных программ по повышению финансовой грамотности, разработана региональная модель реализации программ по финансовой грамотности, внедрение программ и уроков идет с учетом особенностей функционирования образовательных учреждений, активно используются интерактивные образовательные технологии в формировании финансовой грамотности обучающихся.
Руководитель регионального методического центра по финансовой грамотности в системе общего и среднего профессионального образования по Республике Татарстан, профессор Казанского федерального университета Туфетулов Айдар Миралимович рассказал о создании Дорожной карты по реализации проекта на 2018–2010 гг., об опыте работы методического центра Республики Татарстан, участии центра во всероссийских и региональных просветительских мероприятиях, а также о создании организационно-педагогических условий реализации программ по финансовой грамотности.
Результаты реализации программы мероприятий по повышению финансовой грамотности и развитию финансового образования на территории Кировской области были представлены в выступлении Сморкаловой Татьяны Владиславовны, начальника отдела долговой политики Министерства финансов Кировской области. Татьяна Владиславовна поделилась опытом работы в данном направлении Вятского государственного университета, на базе которого в 2016 году был создан центр финансовой грамотности, а уже в 2017 году работа центра была отмечена всероссийской премией «Репутация» в номинации «За вклад в развитие системы повышения финансовой грамотности и защиту прав потребителей финансовых услуг».
Чугарина Елена Александровна, министр финансов Пермского края, вручила благодарственные письма участникам проекта Международного банка реконструкции и развития и Министерства финансов Российской Федерации «Повышение бюджетной грамотности в России», в котором Пермский край участвовал в числе трех пилотных регионов России по апробации курса «Бюджетная грамотность школьников» (Алтайский край, Башкирия, Пермский край).
О своем опыте использования интерактивных технологий при обучении школьников рассказал Матвеев Эдуард Вениаминович, писатель, финансист, независимый эксперт по финансовой грамотности. Разработанный им проект «Лесная биржа» позволяет снизить нагрузку на ребенка, дать знания в доступном виде за счет изменения формы подачи материала. Еще одним плюсом такой методики является возможность совместной работы родителей и детей над решением финансовых проблем.
Перминова Елена Владимировна, начальник сводно-экономического отдела Отделения Пермь Уральского ГУ Банка России, поделилась информацией об учебно-методических комплексах, созданных в рамках проекта Центрального Банка России, и отметила готовность Пермского отделения Центрального Банка к сотрудничеству с образовательными учреждениями края.
Благодарим за поддержку и участие в работе круглого стола экспертов:
Багаутдинову Наилю Гумеровну, д.э.н., профессора, директора Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета, куратора программ финансовой грамотности;
Кулакову Марию Владимировну, начальника сектора планирования межбюджетных отношений Министерства финансов Республики Удмуртия;
Титяпкину Веру Сергеевну, начальника Департамента финансов Администрации г. Перми.
По всем вопросам, связанным с участием в проекте повышения финансовой грамотности, можно обращаться к координатору проекта – Жуковой Наталье Юрьевне — nuzhukova@hse.ru