Балет, написанный Петром Ильичом Чайковским 125 лет назад, в июне 1891 года, один из традиционных новогодних атрибутов. В Пермской опере с 2006 года «Щелкунчик» идет в самой известной своей версии — ленинградского балетмейстера Василия Вайнонена (редакция Наталии Спицыной). Хореограф старался сделать представление понятным и для взрослых, и для детей — получилась простая, но эмоциональная постановка. Спектакль, поставленный в 1934 году в Мариинском театре (тогда Театр имени С. М. Кирова), спустя 5 лет был перенесен в Большой, а после — и в другие театры страны, в том числе и в Пермский.
На юбилейный — сотый — «Щелкунчик» 30 декабря билетов уже нет, но еще можно попасть на спектакли, которые пройдут 28, 29, 31 декабря и 4, 5 января.
Глубокий, многослойный сюжет, положенный на гениальную музыку Чайковского, уже больше века дает пищу для размышлений и фантазии постановщиков: театр — живое искусство и спектакли меняются вместе с поколениями режиссеров. Однако остается прежним «скелет» истории: архетипический сюжет, так привлекавший Чайковского (он прочитывается и в других его балетах) преодоление «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Именно на это чудо, воплощенное в музыке и танце, и рвутся каждый сезон зрители: прикоснуться к сказке и вновь поверить в то, что добро обязательно победит.
В 2017 году, в 146-м сезоне, Пермский балет планирует представить обновленный спектакль в хореографии Алексея Мирошниченко.
Историческая справка:
Балет «Щелкунчик» был написан в 1891 году, в сценической версии впервые представлен в 1892 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Изначально обязательства по созданию хореографии легли на плечи Мариуса Петипа, но мастер заболел. По его сценарию и подробным указаниям постановку «Щелкунчика» осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов. Именно ему мы обязаны появлением белого вихря снежинок во второй картине первого акта. Историк балета, искусствовед Вера Красовская писала, что танцевальное мышление Иванова жило по законам музыки Чайковского: «Иванов в отдельных элементах своей постановки как бы полностью растворяясь в музыке, из ее сокровенных глубин черпал всю спокойную, чистую, даже скромную пластику танца».
Музыкальных сюрпризов в партитуре немало: например, новый инструмент, который с тех пор появился в обязательном составе симфонических оркестров. Мелодичную «хрустальную» музыку танца Феи Драже, похожую на звон капель воды в фонтане, исполняют на челесте. В конце XIXвека этот инструмент был настоящей диковинкой, парижской технической новинкой.