Хореограф Алексей Мирошниченко, сценограф Андрей Войтенко и художник по костюмам Татьяна Ногинова представили визуальное решение балетного вечера «Шостакович проект». Премьера назначена на день открытия Международного Дягилевского фестиваля — 22 мая 2015 года.
Эскиз декораций
«Шостакович проект» включает две одноактные постановки — оперу-балет «Оранго» и балет «Условно убитый» — на музыку великого русского композитора, жившего и работавшего в советский период истории. По словам Алексея Мирошниченко, это будут «зарисовки на тему советского прошлого» с узнаваемыми элементами быта и характерными персонажами той эпохи. Ожидается, что на сцене появятся Мужчина с портфелем, Человек в кожаном плаще, Студентки в белых носочках, Мороженщица, Человек в противогазе с собакой и т. д. В спектакле примет участие вся труппа Пермского балета, а также более тридцати учащихся Пермского хореографического училища, которые исполнят «ретро-вальс». «Логически мы идем по пути «Шута» [балета на музыку Сергея Прокофьева из репертуара Пермского театра], — говорит Алексей Мирошниченко, имея в виду, что средствами неоклассической хореографии и художественных соответствий постановщики «Шостакович проекта» стремятся воссоздать стиль эпохи.
В данном случае главным ориентиром для них стали работы одной из родоначальниц конструктивизма Александры Экстер, без которой невозможно представить картину русского авангарда первой половины ХХ века. Опираясь на те же приемы, что и Экстер, сценограф Андрей Войтенко создал конструктивистскую иллюзию полностью занятого пространства сцены, хотя использовал при этом только средства плоского искусства.
Художник Татьяна Ногина также отталкивалась от документов эпохи. «Поскольку «Оранго» — это пример фарсовой постановки, мы работаем с элементами футуризма, ар-деко, коллажируем костюмы из разных фактур и цветов. Здесь важен быстрый эффект на зрителя, — комментирует она. — «Условно убитый» гораздо ближе к бытовой зарисовке, которая располагает к детальному разглядыванию жизни. Следовательно, мы включаем кинематографический прием: реконструируем эпоху через предметы и одежду: костюмы шьются по лекалам и из материалов того периода. Костюмы монохромны — это сделано с расчетом на то, что сцена с ее буйством красок и игрой с объемами и перспективой выделит, как линза, все костюмы балета».
Оба сочинения Шостаковича — настоящие раритеты. Долгие годы считавшаяся утерянной опера «Оранго» (вернее — пролог к ней) была обнаружена в 2004 году в архивах Музея имени Глинки. Шостакович начал работать над партитурой в 1932 году, когда весь мир науки и искусства был охвачен идеей создания нового сверхсущества, экспериментального получеловека-полуживотного («Оранго» — от «орангутан»).
«Условно убитый» единственный раз был поставлен в России в 1931 году, в Ленинградском мюзик-холле — в виде эстрадного ревю с участием Леонида Утесова и Клавдии Шульженко, а за рубежом первое театральное представление этой оперы под названием Der Fall YY («Дело YY») состоялось в 2013-м в Люцерне.
Алексей Мирошниченко, Татьяна Ногинова и Андрей Войтенко ранее уже работали совместно, начиная со времени карьеры Мирошниченко в Мариинском театре. В Пермском театре оперы и балета им. П. И. Чайковского Татьяна Ногинова создала костюмы к его балетам — «Венгерские танцы» на музыку Брамса, «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Вариации на тему рококо» П. Чайковского, «Голубая птица и принцесса Флорина» Адана. Андрей Войтенко работал в Перми над спектаклями: «Бахчисарайский фонтан» Асафьева в хореографии Р. Захарова, «Рубины» («Каприччио для фортепиано с оркестром») Стравинского в хореографии Дж. Баланчина.