«Высокое напряжение» – так Юрий Маношин назвал одну из своих композиций. История этого художника во многом отражает ситуацию развития «левых» тенденций в искусстве в период 1970-х – начала 1990-х годов. В конце семидесятых официальное советское искусство становится всё менее дидактическим, уходят в прошлое наивные реалистические приемы. Но, тем не менее, искусство продолжает развиваться в рамках предметного видения. Художники, обращающиеся к образам беспредметного искусства, оказываются за пределами официального мейнстрима – у них нет возможности выставлять свои работы и получать государственные заказы. «Высокое напряжение» Юрия Маношина становится знаком преодоления системы и ожидания нового.
Пермская художественная ситуация в поздний советский период – это история, в которой были и порицаемые выставкомами художники, не придерживающиеся предметных образов в своем творчестве, и «громкие» исключения из Союза художников. Но и внутри этой, казалось бы, герметичной ситуации, в Прикамье были мастера, апеллирующие к идеям абстрактного искусства.
Юрий Маношин был выпускником нижнетагильского «худграфа» – одного из самых «левых» художественных ВУЗов страны. Вся деятельность Маношина была связана с родной Губахой. Здесь, совместно с Вениамином Якимовым, он открывает художественную мастерскую – «креативный кластер» Губахи, куда приезжали художники со всей страны. Частыми гостями-участниками пленэров в Губахе были известные пермские мастера: Александр Репин, Иван Борисов, Анатолий Тумбасов. Это формировало локальное художественное сообщество, было «точкой роста» Губахи.
Визуальный язык образов Юрия Маношина во многом сложился под влиянием Александра Репина, пермского художника с которым Маношин был дружен четверть века, который наделил образы пермского пейзажа условным, почти-абстрактным видением. Картины Юрия Маношина, несмотря на небольшой формат, монументальны. Геометрия линий образует мощные объемы, цветовое решение композиций холодное, оттенки отличаются сложной нюансировкой.
Геометрия Юрия Маношина не превращается в чистую абстракцию. Образы, часто сведенные к знаку, отсылают нас к ландшафтам Прикамья – суровым и геометризированным. Очертания индустриальных построек, линии электропередач, терриконы у Юрия Маношина объединяются с абстрактными формами, становясь неким символическим пространством.
«Выставкой Юрия Маношина музей современного искусства PERMM открывает цикл проектов, связанных с исследованием истории современного искусства на территории Пермского края. В контексте реализации этого проекта наш музей показывает новое развитие художественного процесса не только от центра к периферии, но и от периферии к центру. Музею современного искусства важно исследовать преемственность актуального художественного процесса в регионе, выявить его истоки в истории арт-процесса 1970-х – 1980-х годов», – рассказала куратор выставки, ведущий научный сотрудник музея PERMM Анна Суворова.
Возрастное ограничение: 0+.
Адрес музея: Пермь, бульвар Гагарина, 24.
Выставка Юрия Маношина будет размещена на втором этаже музея и продлится до 4 сентября..
Выставка проводится при поддержке Министерства культуры Пермского края.
Дополнительная информация: 254-35-73.