В Краевом индустриальном техникуме прошли экзамены (квалификационные) в формате демонстрационного с применением методик WorldSkills. Экзамены проведены в группах, обучающихся по профессиям «Лаборант-эколог», где отрабатывалась компетенция «Лабораторный химический анализ», «Станочник деревообрабатывающих станков» 1 курс, компетенция «Плотницкое дело» и 2 курс компетенция «Столярное дело».
В техникуме апробируется новый подход к проведению промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена – это опыт Финляндии. Минобрнауки введёт демонстрационный экзамен в структуру итоговой аттестации выпускников колледжей. Об этом сообщила директор департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Наталия Золотарева. Она объяснила целесообразность введения демонстрационного экзамена тем, что труд специалистов со средним профессиональным образованием является прикладной деятельностью, такой, которую можно продемонстрировать.
В первую очередь, экзамены будут введены в колледжах, которые обучают 50-ти наиболее востребованным в РФ профессиям. Обе профессии по которым прошли испытания входят в ТОП 50-ти наиболее востребованных в Российской Федерации профессий.
Демонстрационный экзамен (näyttötutkinto) – это один из способов доказательства своей квалификации. Студенты сдавали промежуточную аттестацию по результатам освоения профессиональных модулей. На экзамене представители эксперты (члены экзаменационной комиссии) подтвердили соответствующую квалификацию. Так, например, у лаборантов данной квалификацией явилась, квалификация «Пробоотборщик»; станочникам-первокурсникам присвоена квалификация «Плотник», а второкурсникам «Столяр».
Какова польза от экзамена (квалификационного) в форме демонстрационного?
Демонстрационный экзамен улучшает возможности выпускника на рынке рабочей силы. Студент получает официальный документ, например, сертификат, свидетельствующий об определённой квалификации. Экзамен (квалификационный) проводится как процедура внешнего оценивания результатов освоения обучающимися профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) с участием представителей работодателя. На экзаменах, проведенных в техникуме присутствовали представители работодателей — это сотрудники предприятия «Столяр ПРОФИ» Филин Максим и Колчанов Михаил, а также инженер ООО "ПермНИПИнефть" Габова Марина Алексеевна.
Качественное проведение такого рода испытаний для студентов стало возможным благодаря включению Техникума в октябре 2015 года в движение WORLDSKILLS, за небольшой срок четыре педагога прошли школу экспертов чемпионатов различных уровне по трем компетенциям и смогли разработать задания и организовать экзамены в выбранном формате. WORLDSKILLS является принципиально новым решением по трансляции международных технологий обучения, требований к квалификациям и умениям в массовую практику подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям.
На экзамене по профессиональному модулю «Отбор проб и приготовление растворов» лаборанты-экологи отбирали пробы водопроводной воды, определяли процентную концентрацию серной кислоты, приготавливали растворы сульфатов меди из навески.
Станочники-первокурсники демонстрировали навык ручного производства мебели из массива древесины. Студент должен был самостоятельно выполнить задание: сконструировать предмет мебели (табурет) по рабочему чертежу, используя выданный ему материал.
Второкурсники выполняли работы по изготовлению мебели – конструкции детской (кукольной) кроватки. Детали изделия студенты выполняли с применением электроинструмента и вручную. Студентам необходимо было продемонстрировать умения точно интерпретировать изображения и проекции: ортогональные, вспомогательные и перспективные проекции, 3D изображения и детальные чертежи; представлять и продумывать работу заранее, выполнять стандартные виды соединений; безопасно использовать ручные и механические режущие инструменты, размечать, выпиливать и выполнять соединения при помощи ручных инструментов, портативных ручных электроинструментов и разрешенных к применению деревообрабатывающих станков.
Основные требования это – мастерство и находчивость, хорошие знание технологии и техники безопасности. Экзаменационные задания составлены по образцам, представленным «WorldSkills Russia» (www.worldskillsrussia.org).