Статья с результатами опубликована в сборнике «SCM`2023» по результатам XXVI международной конференции по мягким вычислениям и измерениям. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края и в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Отказы асинхронных двигателей можно разделить на механические и электрические. Обычно до 41 % отказов связаны с подшипниковым узлом, это происходит из-за износа металла рабочих поверхностей вследствие неправильной эксплуатации. А 37 % отказов связаны с обмоткой статора, представляющие собой замыкание соседних витков. Межвитковое короткое замыкание является наиболее распространенным видом дефекта. Это состояние характеризуется соединением двух или более витков обмотки в местах, где повреждена изоляция. Как правило, такие неисправности со временем прогрессируют и приводят к более серьезным поломкам. Предложенная учеными система позволяет выявить их заранее.
Чтобы исследовать применимость алгоритмов машинного обучения для диагностики двигателя ученые собрали лабораторный стенд. Он имитирует типовые неисправности двигателя: поломка подшипников, неисправность обмотки статора. С помощью этого стенда удалось собрать все необходимые данные для обучения модели классификатора.
Так как естественный процесс разрушения подшипника занимает много времени, ученые создали повреждения искусственно, заранее просверлив отверстия в трех подшипниках в разных местах – снаружи, внутри и в обеих обоймах.
Далее политехники в лабораторном стенде измерили токи статора электродвигателя при различных комбинациях режимов работы, с подшипниками различной степени повреждения и с различной степенью межвиткового короткого замыкания. В результате собрали 1035 единиц статистических данных, которые содержат 24% образцов для здорового двигателя, 27% образцов для неисправной обмотки статора двигателя, 24% - для неисправного подшипника и 25% для обеих неисправностей. Благодаря собранному материалу ученые обучили систему и протестировали в лабораторных условиях.
, – объясняет инженер кафедры «Микропроцессорные средства автоматизации» ПНИПУ Савелий Сальников.Цель диагностической системы – определить, исправен двигатель или поврежден, поэтому общий принцип идентификации неисправностей сводится к классификации для каждого типа неисправности. Таким образом, проблема сводится к поиску алгоритмов, обеспечивающих классификацию с приемлемой точностью
Чтобы обучить систему определять неисправности могут быть использованы различные модели машинного обучения. Политехники сравнили некоторые из них и разработали ансамблевый подход, когда из нескольких моделей собирается одна, более эффективная. Общая идея алгоритма – последовательное применение предсказателя таким образом, что каждая последующая модель сводит ошибку предыдущей к минимуму. В итоге ученые добились улучшения всех характеристик качества классификатора. А построенные графики, которые оценивают качество классификатора, подтверждают, что предложенный подход эффективен.
, – поделился инженер кафедры «Микропроцессорные средства автоматизации» ПНИПУ Савелий Сальников.Разработанная система измеряет токи двигателя с помощью датчиков тока. Полученные результаты поступают на предварительно обученную модель классификатора, которая по этим параметрам распознает неисправность. На данный момент система работает в режиме наблюдения, однако результаты диагностики могут быть использованы для планирования скорого ремонта на предприятии
Разработанный подход ученых Пермского Политеха позволит точно и качественно проводить диагностику неисправностей асинхронного двигателя на основе машинного обучения. Предложенная система имеет перспективы для промышленного внедрения, так как проблема особенно актуальна для ответственных двигателей в промышленном производстве. Система характеризуется низкой стоимостью за счет использования всего двух датчиков измерительного тока и высокой надежностью, может конкурировать с существующими на рынке продуктами.
Для справки:
Пермский Политех стал обладателем гранта «Приоритет 2030» в 2021 году. Его размер составил 100 млн рублей. «Приоритет 2030» является самой масштабной в истории России программой государственной поддержки и развития высших учебных заведений. Ее цель – формирование к 2030 году в России более 100 прогрессивных современных университетов, которые станут центрами научно-технологического и социально-экономического развития страны. Всего комиссия Минобрнауки РФ включила в программу «Приоритет 2030» 106 вузов из 49 городов страны, из них 60% – региональные университеты.
Опубликованный материал предоставлен пресс-службой ПНИПУ.
Фото: пресс-служба ПНИПУ.