Если недавно юноши и девушки ассоциировалась с шумными тусовками в клубах, ночными гуляниями и активной «дворовой» культурой, то сегодня вектор внимания поколения зумеров сместился. Они все чаще выбирают традиционные неторопливые занятия, которыми занимались наши бабушки и дедушки. К ним относится рукоделие, вязание спицами или крючком, вышивание крестиком, скрапбукинг и изготовление украшений. Помимо этого, в категорию попадают и другие формы досуга: выпечка домашнего хлеба и приготовление варенья, садоводство на балконе, столярное дело, коллекционирование марок или виниловых пластинок, а также настольные игры и пазлы.
Одной из основных причин, почему «старые-новые» увлечения стали популярными среди молодежи является реакция на хроническую информационную перегрузку.
Зумеры, в отличие от более старших поколений, постоянно находятся в интенсивном потоке цифрового контента — бесконечные ленты соцсетей, уведомления, видео и посты. Вся эта информация виртуальна и лишена тактильности. Занятия же с осязаемыми объектами предоставляют необходимую сенсорную разгрузку. Возможность ощутить запах дерева, шерсти для вязания или ароматного варенья создает разнообразие восприятий и позволяет мозгу отдохнуть от виртуального шума.
— рассказывает Константин Антипьев, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат социологических наук.
По мнению эксперта, это вызвано стремлением именно соприкоснуться с ценными, материальными предметами прошлого, которые когда-то обладали большой значимостью и символизировали статус, традиции или особые моменты жизни. Такой интерес позволяет получить уникальный опыт, который трудно найти в современном мире. Этот тренд отражает желание молодежи сохранить наследие и найти в нем вдохновение для собственного развития.
Цифровая копия музыкального трека доступна мгновенно, но ритуал прослушивания винила — поиск пластинки, ее бережное извлечение из конверта, установка на проигрыватель — превращает музыку в особое событие, ценный опыт, а не в фоновый шум. Кроме того, такое увлечение работает как инструмент самопрезентации, позволяя современному молодому поколению выделиться подчеркнуть свою индивидуальность в среде сверстников.
— добавляет Константин Антипьев.
С психологической точки зрения, «бабушкины хобби» компенсируют потребность в быстром и видимом итоге от своей деятельности. В отличие от работы, которая растянута во времени и не дает мгновенного результата, хобби же наоборот сразу предоставляет осязаемый продукт: связанную шапку, испеченный каравай, вышитую картину. Это приносит чувство завершенности и удовлетворения, которого не хватает сегодня.
Как отмечает Ольга Юрьева, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат психологических наук, люди всегда имели пристрастие к традиционным видам досуга. Это часто передается через родителей и других родственников.
Если в семье кто-то увлекается выпечкой, садоводством или тем же вязанием, молодежь перенимает этот опыт, что всегда было характерно для преемственности поколений. Иллюзия массовости создается благодаря тому, что сейчас все необходимое для увлечений стало более доступным, а воздействие социальных сетей усиливают эффект.
— говорит Ольга Юрьева.
Стоит подчеркнуть, что модный тренд тесно переплетается с ярко выраженной заботой о природе, свойственной зумерам.
Традиционно людей, рожденных в период с середины 90-х по 2010 годы, отличает чрезмерная забота об окружающей среде и высокий показатель вовлеченности в это (например, сортировка ТКО, выбор шопперов вместо пластиковых пакетов, сортировка батареек). «Бабушкины» хобби- продолжение истории такой защиты в бытовом формате, когда вместо цифровых развлечений молодежь выбирает экологичный способ досуга (плетение из бисера, вязание на спицах, мини-сад на подоконнике), взаимодействуя с натуральными продуктами и материалами.
— комментирует Юлия Лекторова, доцент кафедры «Иностранные языки и связи с общественностью» ПНИПУ, кандидат политических наук.
Тенденция осознанного потребления приобретает разные грани: от «бабушкиных» хобби до загородного стиля жизни. Это дает перспективу дальнейшего продвижения.
По статистике, за последние годы зумеры чаще стали отдавать предпочтение частным домам или дачам, как альтернативе городской квартиры, и повысили активность на дачно-огородных сайтах. Это еще одно перспективное направление развития тренда и запроса на природу. Покупка участка и огородные работы – это серьезные вложения, которые так быстро не забросишь на полку как клубок с нитками.
— подчеркивает Юлия Лекторова.
Этот тренд оказывает заметное влияние не только на современный рынок недвижимости, но и формирует новые веяния, определяя спрос на товары для интерьера в стиле «бабушкин шик» (эстетика винтажных деталей), «загородный уют» (романтизация сельской жизни) или «хюгге» (философия осознанного комфорта через простые радости — теплый плед, свечи и чаепитие в кругу близких).
Уже сегодня широко востребованы мастер-классы по вязанию, курсы по созданию авторской керамики и выпечки — от классического хлеба до десертов с натуральными ингредиентами. Кроме того, активно развиваются ниши по обучению основам столярного дела, созданию экологичной косметики ручной работы и восстановлению винтажной мебели. Это привлекает аудиторию возможностью не только освоить что-то новое, но и создать на его основе малый бизнес, что усиливает потенциал тренда.
Распространение подобных увлечений можно считать вполне позитивным и выгодным течением. Оно способствует формированию более адаптивного и психологически благополучного общества.
Погружение в созидательную деятельность, требующую концентрации и терпения, выступает эффективным механизмом ментальной разгрузки и устойчивости к стрессам современного мира. Увлеченный человек, имеющий индивидуальное активное хобби, менее склонен к девиациям, чем человек, являющийся «пассивным потребителем». Кроме того, это может стать и частью заработка.
— говорит Константин Антипьев, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат социологических наук.
Однако у данного тренда существует и потенциальная «теневая» сторона.По мнению экспертов, слишком глубокое погружение в мир хобби может выступать формой ухода от суровой реальности. Если творчество становится не дополнением, а полной заменой основных дел, возникает риск сознательного или вынужденного откладывания карьерного становления и экономической самостоятельности. Вместо адаптации мы можем получить переход в искусственно созданную, более комфортную среду, что в долгосрочной перспективе способно замедлить личностное созревание.
Стоит отметить, что многие подобные модные течения имеют спады и подъемы. Однако, даже если пик популярности «бабушкиных» занятий пройдет и многие инфлюенсеры (лидеры мнений) переключатся на новые темы, с высокой долей вероятности, большая часть увлеченных людей с ними не расстанутся.
Аудитория, для кого это было лишь временным увлечением, действительно отпадет, но та группа, которая нашла в традиционной деятельности глубокий личный смысл, творческую реализацию или способ релаксации, сохранит верность этому занятию. В конечном счете, люди не могут жить без хобби, потому что они дают им весь спектр эмоций — от умиротворения и спокойствия до адреналина.
— дополняет Ольга Юрьева, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат психологических наук.
Материалы предоставлены: Пресс-службы ПНИПУ.