Пьеса «Месяц в деревне» — самое известное произведение в драматургическом наследии Тургенева. Именно с ней связано открытие и признание сценического таланта писателя в начале ХХ века. Драматургическое сочинение и сегодня является самым репертуарным из всех его пьес. Однако, «Месяц в деревне» — самое многострадальное сочинение Тургенева для сцены. Написанная в первой редакции в 1848 году, пьеса вышла в свет только в 1855, сменив при этом два названия: «Студент», «Две женщины» и, наконец, — «Месяц в деревне». Когда пьесу в 1879 году захотела взять для своего бенефиса известная актриса Александринского театра Мария Савина, то она добилась от писателя разрешения сократить текст произведения. Несценичность «Месяца в деревне» казалась несомненной даже горячей поклоннице таланта Тургенева.
Сам Тургенев к своей пьесе дал замечание: «Комедия эта никогда не назначалась для сцены. Это собственно не комедия — а повесть в драматической форме. Для сцены она не годится, это ясно; благосклонному читателю остаётся решить, годится ли она в печати».
Тем не менее, к этому сочинению обращались и обращаются многие театры и сегодня. Нашумевшие постановки — спектакль Юрия Бутусова в Санкт-Петербургском театре им. Ленсовета, Александра Огарева в Театре имени Маяковского, Евгения Марчелли в Ярославской драме им. Федора Волкова, Сергея Женовача в Театре Петра Фоменко.
Режиссер пермской версии пьесы Тургенева «Месяц в деревне» Борис Мильграм много лет искал ключ к этой пьесе и в новом сезоне решился поставить, наконец, это сочинение на «Сцене-Молот».
«Я об этой пьесе думаю всю свою жизнь. Все время искал ее коды и шифры. И, в какой-то момент, понял невероятные вещи. Эта пьеса может сотворить со зрителем удивительные вещи — возбудить чувственную природу каждого. Мы хотим в нашем спектакле поместить всех в атмосферу любви. А точнее — в атмосферу возникновения и зарождения чувства влюбленности. Когда человек, попадает в ситуацию, где чувства начинают так явно расти, что управляют поступками и мыслями. В идеале на спектакле должно произойти погружение в саму природу любви и эйфории, которая кого-то возвышает, а кого-то толкает на неприглядные поступки», - говорит Борис Мильграм
В спектакле два любовных треугольника. Первый — богатая помещица Наталья Петровна, ее воспитанница Вера и молодой учитель Беляев. Второй — друг семьи и давний поклонник хозяйки имения Ракитин, вновь сама Наталья Петровна и Беляев. Впрочем, если учесть, что существует еще и супруг Натальи Петровны, то речь идет уже о любовных четырехугольниках.
Все остальные персонажи, по словам автора сценической редакции пьесы Ксении Гашевой «лишь неясный фон» и их присутствие в спектакле минимизировано.
«Когда у Тургенева просили разрешения на постановку «Месяца в деревне», он каждый раз соглашался на сокращения и переделки, так что, я считаю, он это позволение он дал и современным постановщикам, — считает Ксения Гашева, — Кроме того, как всегда у классиков, некоторые фразы сегодня приобретают иное звучание, иногда ироническое, иногда метафорическое. Если герои покажутся интересными (а у Тургенева они интересные), то и следить за ними будет интересно».
Примечательно, что пьеса именуется «Месяц в деревне», но основные события разворачиваются в течение всего четырех дней. Однако этого хватает, чтобы автор провел своих героев через сложнейшее испытание — испытание любовью. Именно эту пьесу принято ассоциировать с известным сочетанием «сто пудов любви». Хотя в «Месяце в деревне» отсутствуют роковые злодеи, нет трагических непредвиденных стечений обстоятельств, сильно меняющих положение дел, автор сосредоточен на психологической основе в движении любовного конфликта.
Причудливое сплетение сложных отношений мужчин и женщин, их борьба друг с другом, с самими собой и друг за друга составляют фабульную основу нового спектакля Бориса Мильграма.
Автор сценографии и художник по костюмам Екатерина Никитина (известная пермякам по спектаклю «Голубая комната») в своем решении намеренно отходит от элементов и символов времени, в которое была написана пьеса. Место действия разбито на два равнозначных и вместе с тем, не связанных ничем между собой пространства. Одно напоминает классическую эстрадно-концертную площадку. Второе — подобие оранжереи с живыми цветами.
В спектакле прозвучат импровизации на темы сочинений И. С. Баха в живом исполнении. Музыкальный руководитель постановки — Татьяна Виноградова.
В рождении спектакля особое внимание уделяется поиску смыслов через внимание к тургеневским интонациям, авторской лексике и пунктуации, как к нотам. Для этого для постановки в качестве ассистента режиссера приглашена педагог по сценической речи Ирина Максимова.